США на пороге гражданской войны
Будучи человеком неверующим, я порой никак не могу объяснить себе некоторые явления и события. Как, например, так случилось, что большую часть своей жизни я вынужден был заниматься вопросами, связанными с религией. Так в начале 80-х годов прошлого столетия я был направлен на работу в Италию в качестве собкора Гостелерадио.
Мой предшественник, вынужденный срочно выехать из страны по семейным обстоятельствам, порекомендовал мне аккредитоваться в пресс-центре Ватикана. В результате я стал неплохо разбираться в политике этого своеобразного города-государства.
Под конец командировки по заданию редакции я оказался в г. Бари на юге Италии, где, в частности, в одной из церквей похоронен св. Николай.
Не знаю, что заставило меня, молодого тогда и убежденного атеиста, пойти к могиле святого и поставить ему свечку.
По возвращении в Москву мне совершенно неожиданно предложили работу в Совете по делам религий. Назначили на должность руководителя католического отдела.
Когда я рассказал эту свою историю одному православному священнику, он очень удивился, что я не понимаю, как мое посещение могилы св. Николая и поставленная там свечка отразились на всей моей последующей судьбе.
Я считал и считаю все это простым совпадением, но абсолютно не могу найти объяснения сбывшимся фундаментальным предсказаниям Вольфа Мессинга.
Согласно этим предсказаниям, Соединенные Штаты Америки к середине XXI века перестанут быть главным политическим гегемоном. Влияние США в мире ослабнет. Вероятнее всего, такое влияние окажут масштабные внутренние конфликты. «Экономика будет приходить в упадок. Страна будет страдать из-за внутренних распрей и проблем», — писал Мессинг в своих мемуарах.
А страны, которые еще вчера считались с позицией США по многим стратегическим вопросам, спишут их со счетов и перестанут воспринимать это государство всерьез.
Сегодня и в США, и в мире многие убеждены и открыто говорят, что Штаты ждет вторая гражданская война. Так главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, что США уже не являются великой страной и стоят на пороге гражданской войны. «Представить себе 30 лет назад, что вероятность гражданской войны в США будет не дикой, не нелепой идеей для значительной части населения США, было нельзя. А сейчас это так. Потому что идеологический фанатизм и подчинение ему всей жизни еще никого никогда до добра не доводили», — отметила она.
В ходе выступления по одному из телеканалов директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов рассказал о политической ситуации в Америке, которую в ноябре с. г. ждут промежуточные выборы в конгресс.
По его мнению, эти выборы на несколько лет вперед определят лицо американской политики. Ученый отметил, что уже сейчас многие наблюдатели говорят о небывалом расколе Америки, а соцопросы демонстрируют готовность граждан Соединенных Штатов к наихудшим сценариям вроде новой гражданской войны. Рейтинги нынешнего президента Джо Байдена падают на фоне кризисных явлений в экономической жизни, а намекающий на свое участие в выборах-2024 Дональд Трамп оказывается объектом расследований.
Ученые института политики Чикагского университета провели социологическое исследование, которое показало, что 49 процентов американцев чувствуют себя «чужими в своей стране». А 28 процентов считают, что вскоре для них может возникнуть необходимость «взять в руки оружие против правительства».
На фоне растущей инфляции, межрасовых споров, непрекращающихся массовых убийств и запрета абортов в ряде штатов заговорили о выходе из США. В итоге в Америке складывается ситуация, аналогичная той, что сложилась в стране накануне первой Гражданской войны.
Но многие эксперты убеждены, что Линкольн в свое время руководствовался отнюдь не стремлением покончить с рабством, а сугубо экономическими целями. Северу нужны были заградительные пошлины для защиты неокрепшей промышленности США от дешёвого импорта. А Юг опасался, что ответные пошлины подорвут его экспортные доходы от хлопка.
Так уж устроена Америка с момента ее появления в качестве субъекта международного права, что во главе интересов ее элит стоят исключительно экономические интересы. Так же обстоят дела и у других стран, но разница в том, что это обстоятельство не везде, как в США, является доминирующим.
Сегодня американские элиты ради своей победы, означающей прежде всего победу экономическую, готовы развалить страну в ходе новой гражданской войны. А ведь еще совсем недавно те же элиты, разделенные на принадлежность к Демократической или Республиканской партиям, относительно спокойно чередовались во власти и относительно честно демократическим путем выигрывали выборы.
Эти времена закончились: сегодня выборы выигрываются путем махинаций, как в какой-нибудь банановой республике. Махинации во всем — в организации избирательного процесса, в подсчете голосов, в бессовестном использовании СМИ, которые из информационных структур все больше превращаются в структуры шельмования политических конкурентов и распространения фейков.
Все это означает, что демократия в США закончилась и стала лишь удобной ширмой, за которой скрывается типичная диктаторская политика. Во имя «демократии» бомбили Ирак, Ливию, Сербию, а сегодня уничтожают Украину.
Собственно, основы такой политики были заложены еще Линкольном, когда чисто экономические интересы прикрывались показной идеологией борьбы за отмену рабства.
В наши дни для дестабилизации ситуации в стране опять используется вопрос рабства, только уже со знаком минус, и появляется движение BLM, лицемерно поддерживающееся демократами. Это движение дало новый импульс для небывалого роста преступности, с которой власти фактически запрещали бороться полицейским. Их количество в стране резко сократили. Оставшихся несколько лет стали «прессовать», отбивая любое желание решительно бороться против преступников. Это привело к рекордному росту числа убийств и других преступлений во всех крупных городах Америки. Социальный портал Quora.com оценивает в 800 процентов рост преступности в печально известном Портленде.
Что это, если не намеренное создание условий для развязывания новой гражданской войны, в которой демократы надеются окончательно разбить республиканцев и установить в стране однопартийную систему власти?
Как ни странно, но выход из создавшейся ситуации в вооруженном противостоянии демократам (в гражданской войне) все в большей степени видят и республиканцы, не без основания считающие, что демократы украли у них победу на последних президентских выборах. Но если начнется вторая гражданская война, считают чикагские ученые (и с ними трудно не согласиться), для России она не станет победой: хаос в стране, обладающей колоссальным ядерным потенциалом, может оказаться смертельным для всего мира.
Профессор Оксфордского университета Адам Смит убежден, что США, раздираемые спорами по поводу оружия, абортов и выборов, не были настолько разделены со времён Гражданской войны.
Почти половина жителей Соединённых Штатов уже избегает разговоров о политике с другими людьми, так как не знает, какой позиции они придерживаются. Четверть опрошенных заявила, что переставала общаться с друзьями, потому что придерживается с ними разных взглядов. А четверть опрошенных избегает родственников и друзей из-за политических разногласий.
Вспомните гениальный роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он с удивительными подробностями и достоверностью описал ситуацию на Дону накануне гражданской войны. Ее психологические аспекты, отношения между людьми, политические противоречия, которые разделяют соседей и даже близких родственников: брат против брата; сын против отца — почти один к одному накладываются на ситуацию, сложившуюся в наши дни в Соединенных Штатах. С той только разницей, что США — это не кубанская станица, где половина жителей между собой родственники или бывшие друзья, ставшие вдруг врагами, а 330-миллионная общность столь непохожих друг на друга людей по расовым, национальным, социальным, политическим и другим признакам.
По мнению Адама Смита, разногласия в США нарастают уже два-три десятилетия, причём всё более быстрыми темпами. Географические линии разделения до боли знакомы американцам: в 2020 году из 15 штатов, которые в первую Гражданскую воевали за Юг, 13 проголосовали за Трампа. Сами же выборы, как полагает Адам Смит, стали наиболее тревожным для Америки событием: они ознаменовали крах веры в легитимность национального правительства. Параллельно крупные демократические штаты, такие как Калифорния и Нью-Йорк, начали настаивать на всё большей и большей автономии. «Права штатов» могут углубить великий американский раскол, полагает Смит.
Но еще больше усугубляют раскол общества непродуманные и несвоевременные действия властей. Проблема — в слабой профессиональной компетентности американских элит, принимающих в стране, уже и так похожей на бурлящий котел, непродуманные решения, способные вызвать массовые протесты.
Так, в конце июня всю страну стали сотрясать акции протеста, связанные с решением Верховного суда США, отменившим конституционное право на прерывание беременности и передавшим регулирование данной сферы на уровень штатов. Причем Верховный суд сделал это в ситуации, когда страна уже жестко расколота политически, когда ее накрывает социально-экономический шторм, а СМИ открыто обсуждают перспективы распада и новой гражданской войны.
Как только это решение было принято, приблизительно в десятке штатов сразу же была запущена процедура запрета абортов. Ожидается, что всего тем же путем пойдет около 26 штатов.
Решение по абортам в очередной раз разделило американское общество, но это с восторгом было воспринято в консервативной Республиканской партии. Можно даже предположить, что республиканцы, имеющие влияние на представителей Верховного суда, специально по политическим соображениям разворошили внутриполитическую ситуацию накануне промежуточных выборов.
Разворошили, но на несколько шагов приблизили страну к новой гражданской войне. В ноябре 2022 года граждане США должны избрать новый состав палаты представителей, а также 1/3 сената. И эти выборы рискуют стать одними из самых скандальных в истории Штатов. Противостояние между демократами и республиканцами достигло такого уровня, что и та, и другая сторона ещё до старта избирательной кампании стали заявлять о возможном непризнании итогов голосования. Более того, республиканцы стали угрожать распадом страны, где катализатором послужат предстоящие местные выборы.
Какие основные факторы ведут к расслоению общества и способствуют приближению новой гражданской войны?
В условиях растущей экономической, политической и социальной нестабильности многие штаты, формально сохраняющие в своих конституциях право на выход из США, вспомнили об этих правах и намерены им воспользоваться. С этой целью они планируют провести местные референдумы.
Так, 6 июня в Техасе прошёл съезд регионального отделения Республиканской партии. Пять тысяч делегатов утвердили предвыборную платформу, с которой они пойдут на парламентские выборы. В многостраничном документе содержится призыв к местным законодателям «принять на следующей сессии законопроект, требующий проведения в 2023 году всеобщего референдума для народа Техаса, чтобы установить, должен ли штат восстановить свой статус независимого государства». Многие жители Техаса до сих пор считают, что они не являются одним народом с американцами.
Но не только в Техасе готовятся отделиться от США. С 1795 года на Гавайских островах существовало международно признанное королевство, которое в 1894 году было преобразовано в республику. В 1898 году это государство, признанное целым рядом стран, включая Российскую империю, было аннексировано США.
В ныне действующей Конституции Гавайев сохраняется пункт о том, что «гавайский народ оставляет за собой право распоряжаться своей судьбой». Эта формулировка трактуется как право гавайцев на самоопределение.
Вермонт — штат на северо-востоке. Это государство присоединилось к США на основании международно-правового договора в 1791 году. На тот момент Вермонт де-факто являлся независимым. В то же время Конституция Вермонта, сохранившаяся со времён независимости, предоставляет вермонтцам право на принятие любых решений, вплоть до восстановления государственности.
Аляска, Орегон, Нью-Мексико и Луизиана — эти штаты были уступлены другими странами. Договоры, по которым территории перечисленных штатов были переданы США, содержат положения о возможности их пересмотра и аннулирования. Поэтому в конституциях Аляски, Орегона, Нью-Мексико и Луизианы нет ограничений на их отделение.
Но когда демократы и республиканцы видят выход из создавшегося кризиса только в вооруженном противостоянии, избежать гражданской войны становится все труднее.
К обостренному политическому противостоянию двух крупнейших политических партий спонтанно добавляются также противоречия в различных слоях общества, накопившиеся за 150 лет после первой Гражданской войны.
В условиях нерешаемых годами ряда внутренних проблем и противоречий неизбежными становятся спекуляции определенных групп по межрасовым, культурным и межнациональным вопросам, что ведет к усилению раскола среди граждан. Люди чувствуют, как в стране с каждым днем исчезает демократия и рождается анократия. Это когда под формальной вывеской демократических институтов страной единолично управляют элиты.
Многие эксперты называют признаком упадка империи нравственную деградацию общества.
А ко всем перечисленным проблемам США в самое ближайшее время может добавиться беспрецедентный финансовый кризис. Такое заявление сделал глава крупнейшего американского банка JPMorgan Chase & Co Джейми Даймон. По его словам, он уже начал готовить свой банк к этому событию.
Законно возникает вопрос, когда же начнется гражданская война? На этот счет в США существуют разные мнения. Кто-то называет 2024 год, когда в стране пройдут очередные президентские выборы и они станут «спусковым крючком» к началу вооруженного противостояния.
Журнал The National Interest называет другую дату — 2040 год. По прогнозам, к этому времени страна войдёт в процесс «демографического перехода от преимущественно белого населения к небелому». И белые американцы не захотят добровольно отдавать власть формирующемуся большинству с другим цветом кожи.
Как бы там ни было, но все большее число американцев считает, что гражданская война в США неизбежно разразится, но расходятся лишь во времени ее начала.
А пока правящая ныне Демократическая партия и президент Джо Байден по старой «доброй» традиции пытаются все свои промахи и ошибки списать на происки республиканцев и внешних врагов, с которыми руководство США пытается безуспешно бороться.
Сюда следует отнести и активное участие США в событиях на Украине, и санкционную политику в отношении России, и противостояние с Китаем.
Беда для Америки при этом состоит в том, что подобная борьба с внешними врагами совершается малоквалифицированными политиками и оборачивается для инициаторов все новыми провалами как в политической, так и в экономической областях. Такая политика, вопреки ожиданиям ее авторов, лишь усиливает внутренние противоречия в Штатах, чем приближает сроки начала новой гражданской войны.
Сергей Кузнецов