«Википедию» могут признать иноагентом: на смену ковбоям приходят чиновники


«Википедию» могут признать иноагентом: на смену ковбоям приходят чиновники

Российская версия «Википедии» может получит статус иноагента и попасть под санкции.

Исполнительный директор российской версии «Википедии», которая называется «Викимедиа РУ», Станислав Козловский считает, что в случае открытия филиала организации в РФ, ее могут причислить к иноагентам:

«Если будет сделано официальное представительство некоммерческой организации в России, она становится иностранным агентом, на нее накладываются все эти санкции против иностранных агентов».

Козловский отметил, что «Викимедиа РУ» является некоммерческой организацией и существует на пожертвования пользователей.

Напомним, что в соответствии с новым законом о «приземлении», иностранные IT-компании с аудиторией свыше 500 тыс. человек в сутки должны открывать официальные представительства в России. Эти филиалы будут отвечать за нарушения российского законодательства и взаимодействовать с регулятором, а также следить за нераспространением информации, запрещенной в нашей стране.

Юрист Роман Носиков рассказал «Журналистской правде», почему «Википедия» в России может попасть в список иноагентов.

«Я точно помню, что несколько лет назад большинство модераторов российской «Википедии» проживали за рубежом – это русскоязычные мигранты в США, в Израиле и др. странах со всеми вытекающими из миграции политическими пристрастиями.  Нам довольно сложно рассчитывать на объективность и непредвзятость размещаемой в «Википедии» информации. Она политически пристрастна, и эти пристрастия сформулированы людьми, которые мигрировали из России. Все эти люди находятся за рубежом, вне правового поля РФ, привлечь кого-то из них к изменению информации по решению суда, за клевету, довольно затруднительно.

«Википедия» – это глобальный проект. Он сопровождается всеми проблемами, связанными с глобальными информационными проектами (абсолютно те же проблемы, что и с Facebook, Twitter, ВКонтакте). Столкновение политических интересов приводит к перетягиванию ресурса. В условиях глобализации и ускорения информационных потоков, логистики для нас существует два выхода. Во-первых, это сегментизация потоков, создание аналогов великому китайскому Firewall, сегментизация информационного пространства, создание блоковых эхо-камер. Во-вторых, для глобальных объектов необходимо создавать глобальное право, заключать международные соглашения. Не бывает права без ответственности. Должна быть возможность привлекать юридических лиц к ответственности за нарушение закона. Без представительства в стране – это разговоры в пользу бедных. Если на территории России не будет представительств, людей, принимающих решения, то нам Петрова с Башировым за ними посылать каждый раз?

Наблюдаемые сейчас картины – это возникновение первых правовых нейронов информационного мира, которые поздней должны срастись в огромные сегменты или глобальную сеть.

Если «Википедия» будет признана иноагентом, она не сможет получать пожертвования, что вполне справедливо. Если организация не подчиняется российскому законодательству, то РФ вправе ограничить ее в получении чего бы то ни было хорошего на территории России.

Не могу сказать, что меня безумно радуют эти тенденции, но такова реальность. На смену любому фронтиру, каким был поначалу интернет, приходит государственный закон и цивилизация – это неизбежно. На смену ковбоям приходят чиновники. Это выглядит менее романтично, но в итоге всем будет лучше».