Говорить правду!
После харьковского фиаско (называйте, как хотите — суть не меняется) Министерство обороны Российской Федерации прервало трёхдневное молчание и выдало-таки свою версию произошедших событий. Версию настолько «шедевральную», что необходимо процитировать её почти целиком:
«Для достижения целей СВО принято решение перегруппировать войска в районах Балаклеи и Изюма для наращивания усилий на Донецком направлении. В течение трёх суток проведена операция по свертыванию и переброске Изюмско-Балаклейской группировки войск на территорию ДНР. Проведён ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением реальных действий войск. В целях недопущения ущерба войскам РФ по противнику наносилось мощное огневое поражение с применением авиации, ракетных войск и артиллерии».
Ну, то есть вы поняли, да? Это, оказывается, не отступление было под натиском превосходящих сил противника, переигравшего нас тактически, а отвлекающий манёвр. Хотелось бы ещё понять, от чего он, собственно, отвлекал: от единого дня голосования или от шумного празднования Дня города в российской столице?
А между тем, эта «операция по свертыванию и переброске» уже имеет серьёзные негативные последствия, которые ещё аукнутся нам в ближайшем будущем. Так, по информации канала «Легитимный», ВСУ, зайдя в населенные пункты, сразу же принялись искать тех, кто хоть как-то сотрудничал с российскими властями: налаживал жизнь, помогал обеспечить односельчан водой, едой, лекарствами.
«Начали вылавливать, избивать, кидать в подвал и публиковать в сети фото с мешками на головах. Цель, запугать всех и посеять страх у тех, кто вздумает работать на русских потом – это всё звенья одной цепи, также как и подрывы чиновников и журналистов, также как и просто заказные убийства всех, кто мешает власти. Увы, гуманности уже в украинском кризисе нет, кругом «звери». Как комментирует источник, так ведут себя те, кто долго не рассчитывает задерживаться на этой территории», – пишут авторы канала.
По информации из Волчанска, неизвестные уже начали помечать буквой Z дома и квартиры тех, кто сотрудничал с Россией, и судьба этих людей может быть очень печальна. И так повсеместно — во всех городах и посёлках Харьковщины, которые оставили наши военные.
Впрочем, к ним, особенно к тем, кто сражается «на предке», проявляя поистине чудеса мужества и героизма, никаких вопросов нет. У действий военных свои резоны и не всегда (чаще всего как раз нет) они могут поделиться ими с общественностью.
Но у меня есть вопросы к нашей власти, точнее к её информационной политике, в рамках которой страна три дня пребывала в информационном вакууме и не имела возможности получить сведения о событиях под Харьковом из официальных источников.
Вот что сказал по этому поводу писатель, крымчанин Платон Беседин.
«Сейчас те, кто, по сути, является рупорами власти, рупорами пропаганды, задают вопрос, выражающий некое удивление: а почему многим сорвало крышу от новостей? Почему такая истерика? Откуда эти настроения? Но ответ же, блин, очевиден: да потому, что полгода людям не давали внятных новостей. Потому что ежедневно накачивали победой, скрывая неудачи. Потому что давали информацию не оперативно, а с опозданием. Потому что информационная работа не была выстроена должным образом. Потому что те, кто хотел получать информацию, вынуждены были блуждать по саду расходящихся тропок. Продолжать?.. Если ты не говоришь со своим народом, тогда с ним будут говорить другие. А потом неудачи, которые есть на каждой войне, бьют обухом по голове. О чём, собственно, сто раз говорилось». Конец цитаты.
Не удивительно, что на таком фоне ещё шире развернулась деятельность вражеских Центров информационно-психологических операций (ЦИПсО).
Успехи ЦИПсО и тому подобных контор (можно вспомнить все эти «вражеские голоса» времён СССР), в первую очередь, обусловлены нашей собственной исключительно бездарной информационной политикой. Нынешняя ситуация с харьковским отступлением до боли напомнила гибель подлодки «Курск», когда официальные источники ровно также молчали и народ несколько дней питался одними слухами.
Сегодня страна вновь была вынуждена вылавливать крупицы правды в иностранных источниках (а других просто нет), а Минобороны тем временем презентовало сводку, больше похожую на откровенное издевательство над здравым смыслом.
Именно поэтому, по мнению известного политолога Алексея Чадаева, вся российская блогосфера с шумом обсуждает не военное поражение (его не было, ибо не было сражения как такового), а сугубо политический ущерб – «оставленные территории, наши люди там, вселенская «перемога» из иерихонских труб вражеской медийки и прочее».
«Дабы купировать неизбежный негатив уже чисто политического характера, «ливанули позитивчика» с днями города, салютами-концертами, выборами и прочим», – пишет Чадаев.
Вот только с негативом не всё так просто. Он, к сожалению, имеет свойство накапливаться. Это явление, заметное даже на бытовом уровне, прекрасно известно любому психологу. Как правило, в случае большого кризиса мы с лёгкостью припоминаем друг другу все грехи и обиды, о которых, казалось, давно уже позабыли, и тем самым превращаем скандал в катастрофу. Взаимоотношения государства и общества в этом плане ничуть не отличаются от межличностных. По крайней мере, со стороны общества.
Нравится нам это или нет, но здесь, в России, все мы существуем в патерналистской логике, согласно которой у нас есть «царь-батюшка», а государство для нас не инструмент, а отец родной, на которого уповаем. Но и отношение к нему поэтому «родственное», людское. Без околонаучных экивоков и заумных формул. Люди могут чувствовать себя брошенными, преданными и обиженными как дети – и ничего с этим поделать нельзя. А значит, с ними нужно уметь и, главное, хотеть говорить и разъяснять.
А у нас, как верно подметил Чадаев, всё сводится к схеме «ливануть позитивчика», которая про то, что «инфантилам и лохам никогда не надо ничего объяснять, всё равно не поймут. Надо просто дать конфетку, чтоб перестали ныть и орать».
Мы имеем колоссальную проблему с тем, кто, как, что и когда у нас говорит обществу в моменты кризиса. Складывается просто парадоксальная ситуация: нет, мы не врём как Арестович — по крайней мере, до недавнего доклада МО (откровенно позорного, я считаю), я такого не припомню — и не выдаём желаемое за действительное, но мы тупо молчим – день, два, три…
Да, в своё время даже Сталин не сразу 22 июня обратился к народу. Но за него это хотя бы сделал Молотов. А у нас лишь глава Чечни Рамзан Кадыров (за что ему честь и хвала) через четыре дня осмелился высказаться о положении дел под Харьковом. Ну куда это годится?
Вот и получается, что мы сами «кормим» ЦИПсО, сами, и в такой ситуации глупо смеяться над людьми, которые мечутся в переживаниях и становятся лёгкой добычей манипуляторов-профессионалов. Не хотите разговаривать с народом, говорить ему правду, какой бы горькой и непопулярной она ни была, не удивляйтесь потом, если и он не захочет разговаривать с вами.
Перефразируя известный афоризм про чужую армию, скажу – не умеете правильно построить свою информационную политику, будете жить в рамках чужой!