Игра Киргизии в многовекторность. Часть 2

Данный материал является продолжением первой части:

Игра Киргизии в многовекторность. Часть 1

Первый президент Киргизии Аскар Акаев в ущерб интересам России в 2001 году разрешил американцам открыть военную базу «Манас» в 23 км от Бишкека, а сменивший его в результате Тюльпановой революции Курманбек Бакиев, неоднократно обещал руководству России во время своего правления эту базу закрыть, однако, не только не выполнил своего обещания, но и фактически обманул президента России Дмитрия Медведева в 2009 году, сообщив тому, что дал поручение на проведение переговоров с США о её закрытии, однако базу сохранил, переименовав в «Центр транзитных перевозок», после чего американские вооруженные силы практически в непосредственной близости от границ России пребывали до 2014 года.

Да, не стоит при этом забывать, что тот же Аскар Акаев, играя в игру под названием «многовекторность», разрешил России открыть свою военную базу около города Кант в 2003 году, а его преемник Курманбек Бакиев в 2009 году подписал с Медведевым соглашение об увеличении её численности и создании на этой базе учебного центра для российских и киргизских военнослужащих, однако, как говорится, «ложечки нашлись, а осадочек остался».

Сменивший Бакиева в результате очередного переворота Алзамбек Шаршенович Атамбаев – премьер-министр правительства Киргизии, американскую военную базу «Манас» закрыл, однако в 2016 году огорошил Президента Путина предложением закрыть также российскую базу в Канте, а войска вывести. Начались соответствующие переговоры между двумя странами, однако, реализовать эту идею Атамбаев не успел, после чего сменивший его на посту премьер-министра Сооронбай Жээнбеков от неё вообще отказался, а затем своего предшественника Атамбаева посадил в тюрьму.

#россия #политика #экономика #снг #путин

Игра Киргизии в многовекторность. Часть 2Россия и КиргизияРоссия и Киргизия

В октябре 2020 года в Киргизии случилась очередная революция и премьер-министром страны, а затем её президентом стал освобожденный из колонии Садыр Жапаров. Россия во время смены власти в Киргизии приостановила оказание республике финансовой помощи, однако, после заверений Жапарова в вечной дружбе эту помощь вновь возобновила. Пока сложно сказать, что ожидать России от отношений с Киргизией при Жапарове, так как его личность и поступки являются довольно противоречивыми.

Больших постов в политике он никогда не занимал, находился в команде Курманбека Бакиева, а затем был в оппозиции к Атамбаеву. Потом он был арестован и находился в заключении. Жапарова поддерживает киргизский север, ходят слухи о его связях с криминальными кругами республики, ранее он имел репутацию популиста и националиста, сторонника этнических чисток узбекского анклава на юге республике.

В настоящее время его поступки говорят о том, что он трезво оценивает ситуацию в своей стране, понимая, что её основным партнером является Россия, которая заинтересована не только в сохранении своей военной базы в республике, но и в развитии дальнейших отношений с Киргизией, как двухсторонних, так и по линии ЕАЭС и ОДКБ.

Россия принимает активное участие в разработке полезных ископаемых республики, в том числе золота, редкоземельных металлов. Наши компании, в том числе «Газпром», принимают активное участие в развитии топливно-энергетического, химического и иных комплексов Киргизии, а министерство финансов России зачастую напрямую оказывает финансовую помощь республике для латания дыр в её бюджете.

Влияние России на экономику Киргизии настолько велико, что в киргизском обществе на полном серьезе периодически возникают дискуссии о вхождении республики в состав Российской Федерации. Подобную дискуссию, например, в 2020 году организовал глава киргизской диаспоры в России, бывший посол республики в нашей стране — Раимкул Аттакуров.

Подводя итог вышесказанному, есть осторожные основания полагать, что Киргизия и Россия продолжат курс на сближение и интеграцию своих экономик в дальнейшем, а игра в «многовекторность» со стороны руководства Киргизии прекратится, так как Жапаров на примерах своих предшественников должен убедиться, что эту игру в современном мире может позволить себе только великая держава с мощной экономикой и армией, способной отстоять суверенитет и экономическую независимость своей страны от любых посягательств. Небольшие державы, и так было всегда в истории человечества, должны выбрать союзников по интересам своих стран, исходя, в первую очередь, из интересов своего народа.