Турецкая военная база и пакистанское ядерное оружие. Новый ход Алиева
В Азербайджане может разместиться крупнейшая турецкая военная база в регионе — такое решение якобы будет принято в ближайшее время, заявил бывший руководитель администрации Алиева Эльдар Намазов, слова которого цитирует 1news.az.
Это сообщение о возможном появлении турецкого форпоста в закавказском подбрюшье России переполошило аналитиков и экспертов.
Одни констатируют очередной провал внешней политики, другие опровергают «фейк».
Видишь базу? И я нет. Но она будет, если в нашей политике ничего не изменится.
Но вот что еще более важное заявил Намазов:
«Надо просто на основе Шушинской декларации, в рамках её логического развития принять решение и в короткие сроки разместить в Азербайджане самую большую в регионе военную базу Турции. А для самых недогадливых в стане наших соседей — сдать часть этой базы в аренду ВВС Пакистана, другого нашего союзника с 250-миллионным населением и обладающего ядерным оружием».
Турция под руководством Эрдогана шаг за шагом продвигает идею «Тюркского мира», чтобы объединить страны, где живут тюркоязычные народы, в единую экономическую и культурную зону. Анкара видит эту дугу влияния раскинутой от самой Турции через Южный Кавказ и Среднюю Азию вплоть до нашего Алтая.
В силу объективных тактических слабостей и нереализованных шансов Россия утратила инициативу на Южном Кавказе, констатирует аналитик Юрий Баранчик:
«Как и в случае со странами Балтии, потеря контроля над государствами Южного Кавказа наносит стратегический удар по позициям РФ в Чёрном море и на Каспии. Скорее всего, пострадают некоторые инфраструктурные проекты, а угроза Великого Турана стала ещё сильнее… Поэтому нужно анализировать уязвимые места этих «других» и делать так, чтобы они полученную инициативу утратили».
Если план с турецкой военной базой и пакистанским ядерным оружием воплотится, Россия фактически получит «южную Прибалтику», то есть зону, где соседние государства встроены в инфраструктуру НАТО и опираются на турецкую поддержку.
Появятся и новые риски: усилится наркотрафик из Афганистана, возрастёт угроза со стороны радикальных группировок, а транспортные коридоры могут оказаться под чужим контролем. Всё это создаст нам проблемы, с которыми Россия ещё недавно почти не сталкивалась.
Турция становится потенциально главным соперником России в XXI веке, отмечает тг-канал «Тайная канцелярия»:
«Поскольку именно у Турции есть: а) исторические притязания к РФ; б) собственные геополитические проекты, напрямую угрожающие суверенитету РФ; в) прикладные планы по поджогу политического пространства внутри России и за её пределами.
Таким образом, даже без мгновенного строительства базы Анкара постепенно меняет баланс сил. Турция укрепляет свои позиции, а Россия вынуждена искать новые ответы, чтобы не потерять влияние на Кавказе и в Средней Азии».
И у действий Турции есть рассчитанная экономическая подоплёка — каждый шаг «тюркского полумесяца» конвертируется в реальные деньги.
За последние три года трафик по «Среднему коридору» — Транскаспийскому маршруту Китай — Центральная Азия — Кавказ — Турция — Европа — вырос скачком. После начала войны на Украине доля этого пути в сухопутной торговле КНР — ЕС увеличилась с 1% до 5-6%; объёмы грузов через Азербайджан достигли 18 млн тонн, а прирост трафика по казахстанским железным дорогам составил 63% за 2024 год.