«Для многих семей жизнь скоро станет недоступной. Мы бессильны». Последствия отказа от российского газа для Германии

«Для многих семей жизнь скоро станет недоступной. Мы бессильны». Последствия отказа от российского газа для Германии

Все каналы связи между Германией и Россией прерваны. Для семей и компаний это означает, что всё станет намного дороже, пишет немецкое издание Berliner Zeitung. Статья о последствиях такой политики написана главным редактором издания Михаэлем Майером. 

Хельге К. стоит у ограды сада и смотрит на дом в пригороде Берлина, где уже несколько лет живет его семья. На деревьях в саду листья начинают менять цвет к осени. Он говорит: «Если наши счета за газ утроятся, а счета за электричество продолжат расти, как я должен погасить свой кредит?» Хельге создал собственную компанию, а его жена работает врачом. У них трое детей. Помимо работы, семья управляет небольшим отелем на берегу Балтийского моря: «Вероятно, мы больше не откроем этот отель», — говорит он. Отель больше не окупается из-за высоких затрат на электроэнергию. До сегодняшнего дня история этой семьи была классической историей успеха, но в одночасье у семьи появились настоящие экзистенциальные страхи. Как и многие другие, они брали кредиты на строительство, когда процентные ставки были низкими. Они думал, что так будет продолжаться вечно. Но все оказалось совсем иначе.

Прежде всего, резко возросшие цены на энергоносители создают проблемы для обычных немцев. Клаус Мюллер, президент Федерального сетевого агентства, недавно предупредил, что расходы на отопление могут утроиться. Другие эксперты прогнозируют, что частные домохозяйства и предприятия вскоре должны будут платить за отопление и горячую воду в пять раз больше, чем раньше.

Германия особенно пострадала от глобального энергетического кризиса, пишет газета. Ценовой взрыв произошёл как раз в разгар энергетического перехода, который был инициирован на рубеже тысячелетий, когда было принято решение об отказе от традиционных источников энергии и замене их «зелёной энергетикой». Всё шло более или менее неплохо (хотя проблем было много), настоящий кризис начался после начала боевых действий на Украине, европейских санкций и отказа от поставок российского газа. Внезапно выяснилось, что в короткие сроки заместить выпадающие объёмы просто нечем.

Нынешнее федеральное правительство лихорадочными усилиями пытается предотвратить худшее. В пятницу 16 сентября немецкая дочерняя компания российской нефтяной компании «Роснефть» была национализирована, как и поставщик газа «Газпром Германия», теперь известный как SEFE. Также рассматривается вопрос о национализации газового трейдера Uniper. Группа уже проглотила миллиарды в виде государственной помощи. Кроме того, постоянно звучат объявления о «пакетах помощи» на миллиарды.

Но, несмотря на эти меры, остается неясным, откуда Германия будет брать энергию в будущем. Канцлер Шольц и министр экономики Хабек недавно объявили о полном отказе от российского газа. Газ, 70 процентов которого до недавнего времени поступало из России, должен быть заменен импортом из Катара, Канады или США. Но Катар и Канада уже заявили, что не смогут поставить весь объем в короткие сроки. Согласно сообщению Financial Times, производители сжиженного природного газа в США тоже не готовы помочь: в Европе нет СПГ-портов, отсутствуют регазификационные мощности и трубопроводная инфраструктура. По словам трейдера, даже если какой-то объем и можно было бы привезти в Европу, непонятно, что с ним дальше делать – где хранить?

«Проблема может усугубиться: цены на газ на международных рынках в настоящий момент несколько снизились. Тем не менее, они всё равно в три раза выше докризисного уровня. Если так будет и дальше, многим потребителям и компаниям в Германии придется нелегко. По общей оценке, газохранилищ, которые в основном были заполнены российским газом, хватит на эту зиму. Но что будет дальше?», — задается вопросом Berliner Zeitung.

Германия рассчитывала получать российский газ по трубопроводу «Северный поток-1» (второй «поток», напомним, так и не был запущен в эксплуатацию из-за позиции немецких властей), однако внезапно он встал – Россия говорит о технических неполадках в системе.

«Ситуация тупиковая. Похоже, все каналы связи с Россией заблокированы. Русские говорят, что никто в Министерстве экономики в Берлине не берет трубку, потому что контактные лица опасаются, что их могут заподозрить в том, что они российские шпионы. Источники в отрасли говорят, что прежние контакты в «Газпроме» исчезли, а также поговаривают о таинственных самоубийствах. По информации Berliner Zeitung, даже член наблюдательного совета Siemens Energy, бывший министр иностранных дел Зигмар Габриэль потерпел неудачу при попытке связаться с россиянами по поводу спасения «Северного потока-1»», — пишет газета.

Антироссийские санкции окончательно загнали европейцев в тупик. По данным Минэкономики, в настоящее время Германия больше не получает трубопроводный газ из России. Альтернативные маршруты в Германию все равно не будут обслуживаться Россией. С национализацией «Роснефти» энергетическая война еще больше обострится. НПЗ PCK в Шведте готовится к «краткосрочным ограничениям» на поставки сырой нефти по трубопроводу «Дружба». Если россияне прекратят поставки, федеральное правительство опасается угрозы «общенациональным поставкам товаров первой необходимости». В результате цены вырастут.

«Для многих семей в Германии жизнь скоро станет недоступной. Мы не готовы и бессильны. Хельге К. тоже попал в ловушку со своей семьей. Экономисты называют это явление «потерей благосостояния». Он только что был в Тюрингии, говорит К., и спрашивает: «Выйдут ли люди на востоке осенью на улицы?». Вопрос звучит так, как будто он надеется на это», — резюмирует издание.