Как Зеленский остался без западных танков из-за разобщения США и Германии

Как Зеленский остался без западных танков из-за разобщения США и Германии

На фоне локальных успехов украинской армии на харьковском направлении перед киевским руководством образовалась новая дилемма.

Захватив ряд территорий, которые в ходе отступления оставили российские войска, ВСУ завязли на харьковском направлении, а за последние несколько недель не смогли продвинуться ни на одном из других участков. Почувствовав «запах крови», Киев желает развить свои успехи, но в ближайшие дни уже маячат перспективы юридического перехода Донбасса, а также Херсонской и Запорожской областей к России после проведения референдумов в этих регионах.

Несомненно, украинские власти имеют планы по срыву референдума, накапливая ударные группы на каждом из направлений. Но даже с учетом почти бесконечного мобилизационного резерва и передаваемой военной помощи от стран Запада реальные успехи Киев не демонстрирует нигде. Факторы отсутствия побед и стартовавших референдумов заставляют режим Зеленского нести определенные репутационные потери.

В попытках избежать политического кризиса и обвинений в военных провалах украинский президент начал заранее перекладывать ответственность на другие страны. Под раздачу попали многие. Израилю Зеленский высказал за то, что он не предоставляет Украине вооружения, в то время как другие страны получают установки ПВО от израильских властей.

«Я не понимаю, что стало с Израилем, я шокирован… Израиль не поставил нам ничего, ноль», — заявил Зеленский в интервью французским телеканалам.

Куда большую порцию критики получила ФРГ, которая отказывается поставлять на Украину тяжелые танки «Леопард» и БМП «Мардер». В интервью немецкому изданию Bild Зеленский обвинил правительство Олафа Шольца в затягивании вопроса о передаче оружия.

«Я хотел бы обратиться к Германии: вы независимы от других государств, если вы готовы спасти людей… тогда дайте нам эту технику… Если вы этого не хотите — это ваше мнение, но тогда не говорите, что сначала должны США, затем Польша — нет, каждый должен брать на себя ответственность», — упрекнул украинский президент.

Примечательно, что в своем интервью Зеленский фактически повторил тезис США, высказанный послом США в Германии Эми Гутман. С момента вступления в должность в феврале дипломат впервые появилась на немецком телевидении 11 сентября, где она начала оказывать неприкрытое давление на ФРГ в вопросе поставок вооружения Киеву.

Послы редко высказывают публично какие-либо требования к стране пребывания. Еще реже открыто критикуют ее. Но именно это сделала Гутман. Похвалив Германию за то, что та делает для Украины, госпожа посол начала высказывать свои претензии. Заявила, например, что «ожидала большего». В том числе, что Берлин «возьмет на себе более значительную руководящую роль». Что она имеет в виду, Гутман не сказала – даже после того, как ее конкретно спросили об этом.

Подталкивать к более решительным действиям Берлин продолжили и из Вашингтона. Соединенные Штаты в течение нескольких месяцев подталкивали Шольца к «нужным решениям». Лишь под давлением Германия поставила на Украину тяжелое вооружение и позже согласилась на поставки реактивных систем залпового огня. Недавно канцлер отказался от поставок БМП и танков, аргументируя это тем, что США также не поставляют эти виды вооружения.

Через два дня после интервью своего посла Соединенные Штаты и в этом вопросе поставили канцлера на место. Посольство США в Берлине одним единственным твитом свело к нулю аргументы Олафа Шольца против поставок бронемашин.

«Решение о виде помощи в конечном итоге каждая страна должна принимать самостоятельно», – лапидарно сообщило в Твиттере посольство, что позже и повторил Владимир Зеленский.

С правовой точки зрения это повторение известного, констатация факта: Германия – суверенное государство. Намек понятен: правительство Германии не должно спрашивать Вашингтон, что ему следует посылать на Украину, оно должно само действовать как нужно. Между тем в том, что касается поставок вооружения, Олаф Шольц всегда ссылался на то, что он действует синхронно с США.

Долгое время подразумевалось, что в таких важных вопросах, как поставки оружия, за кулисами существуют твердые договоренности между Берлином и Вашингтоном. США это не опровергали, в том числе в тех видах, чтобы не нарушать гармонии в отношениях двух союзников. Но упомянутым твитом правительство США впервые дистанцировалось от старой схемы о синхронности в поставках вооружения, требуя от немцев инициативного служения общей цели.

Аргументируя отсутствие инициативы отправлять тяжелое оружие на Украину, в Германии ссылаются на истощение собственных складов, что напрямую влияет на национальную безопасность. Но и здесь Берлин получил серьезный укол, но уже со стороны НАТО. Генсек Йенс Столтенберг, выступая вместе с госсекретарем США Энтони Блинкеном, сказал, что считает поражение Украины более опасным, чем не полностью заполненные арсеналы стран НАТО. То есть государства НАТО должны поставлять оружие на Украину вместо того, чтобы накапливать его на случай маловероятного нападения на их собственную территорию.

Тем не менее, время показало, что даже такое давление не вынудило ФРГ приступить к переправке тяжелого вооружения на Украину. В пятницу правоцентристский оппозиционный блок Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) потребовал провести голосование по предложению бундестага с призывом к правительству немедленно разрешить экспорт немецких танков и БМП на Украину.

После жарких 50-минутных дебатов большинство депутатов от СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), Зеленых и СвДП (Свободно-демократической партии) проголосовали за то, чтобы направить предложение оппозиции в комитеты по иностранным и экономическим делам для дальнейшего обсуждения. Это фактически задерживает пленарное голосование по тексту на несколько недель.

Таким образом, Зеленский лишился существенной военной поддержки со стороны Запада в то время, как на неподконтрольной Киеву территории проходят референдумы, что вскоре изменит статус этих регионов. Тем не менее, официальный Киев желает улучшить свое положение на сформировавшемся театре военных действий, считает эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов, о чем он рассказал в комментарии для ИА Новороссия.

«Зеленский опьянен успехом под Харьковом, и ему хочется развить его дальше. Естественно, сейчас он требует поставок тяжелых танков для того, чтобы можно было развивать наступление», — рассказал он.

Эксперт отмечает, что легкие бронетранспортеры, которые поставляет Запад, соответствуют приемам ведения войны, которые используются в ходе боевых действий на Украине. То есть это малые тактические группы, которые перебрасываются с одного участка на другой, могут проникать в оборонительные укрепления либо обходить фактические укрепрайоны и проникать в тыл, рассредотачиваться, наносить удары, а потом снова рассредотачиваться – эта тактика широко используется на Украине и широко используется под Харьковом. Она имела место и дала свой результат.

Если говорить о танках, то они сейчас очень нужны Зеленскому, он рассчитывает быстро начать наступление на других участках фронта: в первую очередь Херсонская, Запорожская области, Угледар и Красный Лиман — на донецком направлении. ВСУ за последние несколько недель осуществили попытки прорыва практически по всему фронту, за исключением Донецкого направления, где фронт более-менее стоит и даже имеет небольшое продвижение союзных сил в районе Артемовска и Соледара. Хоть это продвижение и незначимое, но стабильное.

Почему Запад не предоставляет танки? Запад говорит, что это технологически сложное вооружение, для их обслуживания требуется достаточно много времени, то есть к этому надо готовиться в течение нескольких месяцев.

«Я думаю, что причина не только в этом. Проблема в том, что Германия и США располагают только тяжелыми танками, вес этих боевых машин очень большой. Учитывая, что территория восточной Украины проходит через реки и пологи, есть места, где грунт там крайне слабый, американские и германские танки не справятся, они будут вязнуть, и будут уязвимы для противотанковых средств.

Тот имидж, который Запад пытался создать в отношении своей бронетехники, быстро рухнет и весь мир увидит, что их машины больше «мыльные пузыри», чем реальная угроза, которую они якобы могут нести», — считает Юрий Кнутов.

Это главные причины, по которым ни США, ни Германия, ни Франция не хотят передавать свою современную бронетехнику в распоряжение Украины. Это страх опозориться, и этот страх они прикрывают своим стремлением либо поставить бывшие советские танки, которые практически закончились, либо заменить танки бронетранспортерами.

 Александр Иващенко