В Европе газа много, но добывать его она не спешит. Даже в энергокризис
И для этого есть у европейцев серьёзное обоснование.
Как сообщают, из-за роста цен на энергоносители в Европе, вновь вспыхивают дебаты о гидроразрыве пласта. Тему поднимает новый премьер-министр Великобритании Лиз Трасс. Европейский союз, в который больше не входит Великобритания, планирует заменить две трети российского газа до конца года, хотя аналитики предупреждают, что попытки блока по замещению импорта российского газа не достигнут заявленной цели.
В 2021 году ЕС импортировал около 155 миллиардов кубометров природного газа из России. Предлагаемые блоком варианты по замене российского газа до конца 2022 года, которые включают диверсификацию поставок СПГ, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение эффективности отопления [то есть снижение температуры в домах — прим. Об этом не говорят], диверсификацию поставок газа по трубопроводам и другие варианты, позволят заменить около 102 млрд куб. (согласно плану REPowerEU, который был представлен Еврокомиссией) [треть так и не заместят — прим. Об этом не говорят].
Сторонники фрекинга считают, что потенциал по добыче сланцевого газа в Европе нужно сейчас использовать по максимуму, хотя Германия, Франция, Нидерланды, Шотландия и Болгария запретили фрекинг. После недавних шагов, предпринятых властями Великобритании, дебаты на тему фрекинга оживились
Новый премьер-министр Великобритании Лиз Трасс объявила, что Великобритания отменяет мораторий 2019 года на добычу сланцевого газа, поскольку страна стремится нарастить внутреннюю добычу ископаемого топлива, чтобы помочь домохозяйствам и предприятиям.
Снятие запрета на фрекинг произошло всего через три года с момента, как правительство страны прекратило поддержку фрекинга после того, как орган, контролирующий нефтегазовую отрасль страны, определил, что «с помощью современных технологий невозможно точно предсказать вероятность подземных толчков, вызванных фрекингом».
В Великобритании есть всего две скважины по добыче сланцевого газа в Ланкашире, которыми управляет Cuadrilla Resources. Генеральный директор Cuadrilla Фрэнсис Иган приветствовал отмену запрета, заявив:
«Это совершенно разумное решение, и оно означает, что наращивание внутренней добычи для электроснабжения Великобритании жизненно важно, если мы собираемся преодолеть продолжающийся энергетический кризис и снизить риск его повторения в будущем. Без решительных мер, изложенных сегодня, Великобритания должна была бы импортировать более двух третей своего газа к концу десятилетия, подвергая британское общество и бизнес дальнейшему риску нехватки предложения и повышения цен в будущем».
Несмотря на свое отчаяние, остальная Европа вряд ли последует за Великобританией.
По оценкам, в Европе больше извлекаемого сланцевого газа, чем в США.
Фрекинг в Европе уже давно является спорным вопросом в значительной степени из-за плотности населения. Это не Северная Америка.
В 2016 году Cuadrilla Resources получила разрешение на гидроразрыв на целых четырех скважинах в Великобритании. Пять лет назад компания была вынуждена прекратить бурение после того, как правительство ввело годичный мораторий на гидроразрыв пласта из-за толчков на северо-западе Англии, вызванных разведочной буровой установкой Cuadrilla.
Между тем, в 2012 году протестующие в Журавлове (город на востоке Польши), успешно заблокировали участок для гидроразрыва пласта, в то время как активисты Greenpeace заняли буровую установку по добыче сланцевого газа в Дании.
Чтобы заручиться общественной поддержкой этой технологии, британское правительство и некоторые компании ранее предлагали прямые выплаты людям, пострадавшим от фрекинга. Однако экологические группы решительно выступили против этого шага, назвав такие выплаты взятками. Ситуацию усугубляет тот факт, что плотность населения в Европе более чем в 3 раза превышает плотность населения в Соединенных Штатах, что вызывает протесты в стиле «не у меня на заднем дворе».
Даже после десятилетий применения метода гидроразрыва пласта в США многие европейцы все еще считают этот метод непроверенным.
Будет интересно посмотреть, смогут ли рекордно высокие цены на энергоносители, наконец, убедить европейцев изменить свое мнение о добыче сланцевого газа. Несколько европейских стран уже отступили от «зеленой повести» и вернулись к сжиганию угля в рекордных количествах, чтобы сохранить свои энергосистемы.
Стоит отменить, что себестоимость добычи газа «Газпромом» составляет всего шестую часть от себестоимости добычи газа в Великобритании методом гидроразрыва.