Сколько Польша будет брать с Германии за «Северный поток — 2»? Мораторий и ядерная энергетика в качестве компенсации

Сколько Польша будет брать с Германии за «Северный поток - 2»? Мораторий и ядерная энергетика в качестве компенсации

Если соглашение между США и Германией по газопроводу «Северный поток-2» действительно произойдет, Польше следует сначала добиться моратория на время переговоров, а затем получить долю, которая позволит договориться о компенсации за газопровод

Переговоры по Северному потоку-2 вот-вот начнутся

Канцлер Германии Ангела Меркель направила в США группу высокопоставленных переговорщиков для ведения переговоров по спорному проекту «Северный поток 2.» Между тем «Suddeutsche Zeitung» публикует комментарий, предупреждающий о своей зависимости от газа из России. В состав команды входят советник по внешней политике Ян Хеккер и советник по экономическим вопросам Ларс-Хендрик Руллер, которые побеседуют с советником по национальной безопасности Джеком Салливаном и специалистом по торговле Кэтрин Тай. Ранее американцы решили не вводить новые санкции против оператора Nord Stream 2 AG и его президента Маттиаса Варнига, приостановив их действие до разрешения спора по этому поводу. Строительство газопровода продолжается и, как ожидается, будет завершено к концу сентября 2021 года. Спор по поводу газопровода «Северный поток — 2» имеет различные аспекты: политический, правовой, экономический и экологический. Германия планирует компенсировать Украине тот факт, что новый газопровод позволит избежать поставок российского газа в Европу за счет инвестиций. Немецкие политики также рассматривали вопрос о моратории или «переключении» на «Северный поток — 2», то есть о прекращении строительства до разрешения спора по этому поводу или о введении механизма, обуславливающего поставки действиями России.

Мяч в игре, но для чего?

Призыв к мораторию на строительство «Северного потока-2», адресованный Берлину экспертами и политиками со всего мира, является последним шансом остановить этот проект российского «Газпрома» при финансовой поддержке Европейских компаний, считающие, что санкции США уже не могут его остановить. Стоит отметить, что введенные, но не реализованные санкции против оператора Nord Stream 2 AG и его президента Маттиаса Варнига могут вступить в силу однажды, например, в случае провала переговоров Байдена и Путина в Женеве. Однако они смогут отложить строительство и дальше, но, возможно, не смогут успешно остановить строителей, которые продолжают работать, несмотря на то, что Государственный департамент уже внес их в черный список. Новые санкции, еще не описанные, кажутся маловероятными, несмотря на сильное давление на Белый дом со стороны парламента США, который является реальной движущей силой политики ограничений по «Северному потоку 2». Тем не менее, режим ограничений может по-прежнему препятствовать поставкам через оспариваемый газопровод. По этой причине комментаторы, занимающиеся анализом спора по «Северному потоку — 2», известные своей критикой его, перешли на позиции моратория на строительство этого газопровода. Это будет означать замораживание строительства, пока переговоры позволят установить правила завершения спорных инвестиций в качестве адекватной компенсации для сторон, которые считаются потерпевшими. Польша может поддержать мораторий и принять активное участие в таких переговорах, особенно из-за заверений американской администрации, что она намерена включить всех союзников (таких как Польша) и партнеров (таких как Украина). Переговоры должны вестись в самом широком формате и с тематическим разделением, потому что «Северный поток — 2» — это вызов политический, экономический, правовой и экологический.

Компенсации — это не репарации

Неясно, какой будет цена за примирение Польши с Северным потоком 2. Конкретную цифру назвал Ян Парис, бывший глава Кабинета Министерства иностранных дел, который сказал — Западные страны, в том числе США, должны осознавать, насколько безрассудно перекачивать деньги в Россию, и «Северный поток — 2», безусловно, является такой помпой, поскольку позволяет наращивать российские вооружения. По этой причине я считаю, что наше государство должно потребовать компенсацию от Федеративной Республики Германии. Германия потратила 5 миллиардов евро на строительство «Северного потока», и необходимо сделать постулат, что она должна потратить еще 5 миллиардов евро на перевооружение стран Центральной и Восточной Европы. По его словам, наша безопасность явно снизилась из-за этого газопровода, поэтому требования к Германии вполне оправданы. Логика Яна Парис так же верна. Польша фактически заслуживает компенсации за то, что Германия привела к реализации проекта «Северный поток — 2», который, по мнению Варшавы, угрожает энергетической безопасности, рынку и политике Европейского Союза и Центральной и Восточной Европы. Однако следует избегать популярной в правительственных кругах риторики о репарациях. Разговоры о своего рода «репарациях» за «Северный поток — 2» — это простой способ консолидировать политическую арену Германии против компенсации Польше за этот газопровод. Этот эффект был виден в словах премьер-министра Матеуша Моравецкого, который привел аргумент о репарациях, критикующий президента Франка-Вальтера Штайнмайера за то, что он назвал Северный поток 2 компенсацией за нападение Гитлера на Советский Союз.

Польша и Германия вместе, несмотря на Северный поток — 2

Вообразимое и более приемлемое решение для Германии — это приглашение к сотрудничеству для достижения общей цели реализации политики Европейского Союза в области энергетики и климата. Берлин уже предложил своего рода компенсацию за «Северный поток — 2» в переговорах с Украиной, в которой он хочет инвестировать в модернизацию газового сектора и водорода, чтобы сделать его независимым от доходов от транспортировки российского газа, который должен протекать через Балтийское море в будущем. Германия могла бы инвестировать в польский энергетический сектор и меры по защите климата, например, путем привлечения немецких компаний к проектам преобразования энергии. Стоимость инициатив такого типа может легко достичь 5 миллиардов евро с учетом спроса Польши на технологии возобновляемых источников энергии и водорода. Следует отметить, что проект «Северный поток — 2» не представляет собой экзистенциальной угрозы для поляков, как для Украины, и поэтому следует сохранить пропорциональную разницу в ожиданиях поддержки Германией Польши по сравнению с их действиями на Украине. Вы можете себе представить, что вместо того, чтобы искать способ заблокировать Польскую программу ядерной энергии, Берлин вносит свой вклад в ее реализацию или участвует в преобразовании энергии с использованием газа и водорода на реке Висла. Можно также представить себе видение, в котором Польша и Германия вместе дополняют водородную стратегию ЕС компонентом безопасности поставок и предостерегают от зависимости от поставщиков с высоким уровнем риска. Варшава ожидает привлекательного предложения от Берлина, если он действительно готов занять конструктивную позицию по вопросу «Северный поток — 2».