Русофобия превыше прагматизма: Прибалтика стремится к энергонезависимости от России 

Русофобия превыше прагматизма: Прибалтика стремится к энергонезависимости от России 

Русофобия превыше прагматизма: Прибалтика стремится к энергонезависимости от России 
Аналитика
Геополитика и безопасность

29.09.202229.09.2022Оставить комментарий на Русофобия превыше прагматизма: Прибалтика стремится к энергонезависимости от России 

Обретя государственность более 30 лет назад, страны Прибалтики всë это время не оставляют попыток стать еще и «экономически независимыми» от России. В качестве одной из главных целей на этом пути является скорейший выход из энергокольца БРЭЛЛ, объединяющего системы Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Если это произойдет, то цены на электричество, и так уже бьющие в Прибалтийских республиках все рекорды, еще сильнее вырастут, что может привести к остановке промышленности, безработице и, возможно, социальным бунтам.

Сомнительные альтернативы

На пути к энергонезависимости от России страны Прибалтики весной решили поработать в автономном режиме. Испытания состоялись в апреле и немедленно спровоцировали рост стоимости электричества во всех трех республиках, в то время как в РФ цены, напротив, даже немного упали. Тем не менее от своей идеи они не отказались, и объявили о прекращении импорта российского электричества. Как результат, менее чем три месяца спустя на местном рынке был установлен абсолютный рекорд стоимости электроэнергии.

«Совокупность причин роста цен на электроэнергию в странах Прибалтики связана с ошибками в регулировании рынков и с последствиями текущего политического конфликта с Россией, который одновременно оказывается экономической войной, — объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник и преподаватель Финансового университета Станислав Митрахович. — Отказ от долгосрочных контрактов по определению делает покупателя очень зависимым от цен на бирже.

Не оправдала себя ставка на излишне ускоренный переход от традиционных источников энергии к возобновляемым без планомерного учета имеющихся технологических и экономических ограничений. Ярким примером такой политики стало в том числе и закрытие Игналинской атомной электростанции в Литве».

 

Стоит добавить, что энергосмычки, связывающие Прибалтику с энергосистемой Евросоюза, постоянно выходят из строя. Самостоятельно же Литва и Латвия по отдельности вырабатывают электричества на 1 300 МВт, в то время как дневной пик потребления в каждой из этих стран составляет 2 300 МВт. Литва в прошлом году произвела лишь 40% от внутреннего спроса на электроэнергию и наверняка теперь с тоской вспоминает о 2 600 МВт, которые выдавала Игналинская АЭС, поспешно закрытая по требованию Европейского союза.

Попытка как можно скорее отказаться от выгодного сотрудничества с «оккупантами» неизбежно ведет к увеличению стоимости энергоресурсов.

Тем более что предлагаемые в качестве альтернативы проекты вроде строительства мини-АЭС и гигантских ветропарков в Балтийском море на текущий момент выглядят слабореализуемыми по причине огромных средств, требующихся на возведение подобных объектов. Да и надежность «зеленых» технологий пока оставляет желать много лучшего.

«Переход на возобновляемые источники энергии проблемы не решит, — уверен Митрахович. — Хотя бы потому, что они сильно зависят от погоды, а ее с идеальной точностью люди прогнозировать еще не научились. Думаю, более рациональным был бы вариант возвращения к старым методам — допустим, использованию горючих сланцев. Конечно, придется доказывать необходимость такого шага «зеленым» лоббистам в Евросоюзе, но, думаю, с учетом обстоятельств, странам Балтии могут пойти навстречу — немцам же разрешили использовать дополнительные угольные мощности. К тому же, сейчас ставки в конфликте Запада с Россией подняты до такой степени, что, как бы, не до жиру». 

Пока еще экономическая война

«На самом деле прибалты еще не всë сделали для прекращения работы с Россией, — продолжает эксперт. — Если у них есть желание, то можно продолжить. Например, вновь прекратить закупки российского газа Латвией досрочно, не дожидаясь нового года».

Пожалуй, стоит чуть подробнее описать газовые метания официальной Риги. В апреле этого года Латвия во всеуслышание отказалась приобретать российский газ за рубли. Однако очень быстро стало известно, что закупки продолжаются, только через посредника — скорее всего, немецкого.

30 июля этого года «в связи с нарушением условий отбора газа» «Газпром» объявил о прекращении поставок в прибалтийскую республику.  В августе они возобновились, но только на неделю, а с 3 сентября вновь начали осуществляться на постоянной основе.

«В Латвии есть Инчукалнское газохранилище на несколько миллиардов кубометров, — объясняет Митрахович. — Так что, в принципе, даже после прекращения российских поставок и сама Латвия, и Литва с Эстонией через интерконнекторы еще какое-то время газ оттуда смогут получать. Такая система позволяет литовцам и эстонцам гордо заявлять, что они якобы отказались от российского газа. Ну а что будет предстоящей зимой — прогнозировать трудно. Латвия под влиянием идеологических мотивов может реально отказаться от продукции «Газпрома». Или сама Россия перестанет поставлять голубое топливо в Латвию. Точно также страны Прибалтики могут окончательно отключиться от БРЭЛЛ».

Стоит отметить, что ведущие аналитики всë-таки сомневаются в возможностях Литвы, Латвии и Эстонии быстро выйти из единого с РФ энергокольца.

Ведь при полном отказе от российского электричества придется использовать более дорогую тепловую генерацию, что может привести к дополнительным затратам в объеме около 250 млн евро в год, а также платежам за выбросы углекислого газа объеме еще около 150 млн.

«Суть экономической войны в том, чтобы нанести ущерб контрагенту, даже пожертвовав частью собственных интересов, — возражает Митрахович. — Прибалты ведь уже объявили о прекращении импорта электроэнергии из России, хотя технического отключения от БРЭЛЛ не осуществили. Сделано это для того, чтобы в случае, если вдруг последует деэскалация международной обстановки, вновь начать наше электричество ближе к зиме закупать — втихаря или официально.

Да, у них есть соединительные линии электропередач, например, с Финляндией и Швецией. Но далеко не факт, что каждую неделю отопительного сезона будет возможность получать достаточное количество электроэнергии оттуда, поскольку мощности там также ограничены.

В общем, думаю, Литве, Латвии и Эстонии придется идти по более понятному пути — то есть сокращать или нормировать потребление. Ведь, как правило, в любой стране есть промышленные отрасли, которые можно отключить. Да, получив при этом падение экономики, увеличение безработицы, необходимость выплачивать людям компенсации и вообще сокращение возможностей для дальнейшего развития.

И я не исключаю, что в Прибалтике именно к этому в конечном итоге придут».

Социальный взрыв — ожидать или нет?

Итак, кажется, уже всем понятно, что политически мотивированный план выхода Литвы, Латвии и Эстонии из надежной системы БРЭЛЛ лишь еще больше увеличит и без того уже высокие тарифы на коммунальные услуги для населения. В последнее время даже начали говорить о возможных серьезных социальных потрясениях.  

«Ситуация в странах Прибалтики напрямую зависит от ситуации в Евросоюзе, и, конечно, рост цен на энергоносители и особенно грядущая деиндустриализация могут вызвать в обществе определенный запрос на коррекцию политического курса, — соглашается эксперт. — Но тут опять-таки многое зависит от переменных составляющих: сколько будут стоить газ и электричество зимой, солнечная или пасмурная, ветренная или с частыми штилями будет погода в странах, которые уже достаточно развили «зеленую» энергетику, каким окажется спрос на энергорынках в странах Азии, которые могут перекупить значительные объемы СПГ».

В России из-за откровенно русофобской политики правительств Литвы, Латвии и Эстонии раздаются призывы самой убрать из аббревиатуры БРЭЛЛ последние три буквы. Мол, это способно остудить кое-какие особо горячие головы.

Тем более, что энергобезопасность Калининградской области после того как она обзавелась достаточной (и даже с запасом) собственной электрогенерацией, да еще и с постоянно курсирующим в эксклав передвижной регазификационной установкой «Маршал Василевский», обеспечена полностью.              

«Для российского «Интер РАО» ничего катастрофического не произойдет, — признает Митрахович. — Но и на прибалтийский энергорынок такой шаг повлияет мало. Отключение от БРЭЛЛ вообще не является таким уж сильным инструментом давления в условиях, когда кольцо хоть физически не разорвано, но поставки электроэнергии уже несколько месяцев не осуществляются.

Больший эффект вызвало бы прекращение использования прибалтийских портов, через которые до сих пор сохраняется перевалка российских грузов — например, продукции химической промышленности.

Поэтому я скорее поверю в прекращение транзита нефти и газа в Европу через Украину, а потом уже в отсоединение Россией Прибалтики от БРЭЛЛ. Хотя, опять-таки, не гарантирую на сто процентов, что события будут развиваться именно в такой последовательности, слишком уж быстро меняется международная обстановка».

 
Андрей Локтионов