Кредиты, доверенности, судьба ИП и ООО: как подготовиться к частичной мобилизации
Global Look Press | Zamir Usmanov
В связи с объявленной частичной мобилизацией у граждан возникло множество вопросов, касающихся финансовой стороны жизни. Как мобилизованному оплачивать кредиты, счета за ЖКХ, налоги и прочее? Что делать с своим бизнесом, если пришла повестка? В интервью с корреспондентом ФАН юрист Александр Хаминский дал анализ правовым последствиям частичной мобилизации для экономически активных граждан. И объяснил, как подготовиться к «часу икс», чтобы впоследствии не возникло финансовых и имущественных проблем.
— Сейчас идет частичная мобилизация и зачастую времени, от момента вручения повестки до прибытия в пункт сбора с вещами, не так уж и много. Что надо предусмотреть и как подготовиться, чтобы не возникло каких-то финансовых или имущественных проблем?
— Частичная мобилизация вносит принципиальные изменения не только в привычный бытовой уклад миллионов россиян, но и оказывает существенное влияние на их экономическую деятельность.
Если давать оценку этому влиянию, следует выделить два важнейших аспекта экономической активности – вопросы, непосредственно связанные с личным имуществом и обязательствами, и касающиеся предпринимательской деятельности.
— Давайте начнем с тех моментов, которые касаются каждого гражданина: и предпринимателя, и рядового сотрудника организации.
— В первую очередь нужно определиться с теми правами и обязанностями, которые должны реализовываться и исполняться в течение всего срока нахождения на службе. Конечно, хорошо привлечь квалифицированного юриста, но в большинстве случаев можно все решить самостоятельно, пользуясь заочными советами.
Итак, у призванного лица имеется имущество: квартира, машина, дача, какая-то техника, иные вещи. Одно подлежит продаже, другое — сдаче в аренду, третье — техническому обслуживанию. Также у него имеются обязательства по кредитам, займам, налогам, оплате услуг ЖКХ и прочему. Здесь необходимо выбрать доверенных лиц, которые смогут совершать сделки от имени военнослужащего. Причем я настоятельно советую не выдавать генеральную доверенность сразу на все действия со всеми объектами сделок, а четко разделить их между родственниками и друзьями, установив пределы прав и реквизиты, по которым направлять полученные средства.
— Что с рассрочками и кредитными картами?
— Обратите внимание, в настоящее время «кредитные каникулы» распространяются только на ипотеку, в остальных случаях проценты и «тело» займа придется выплачивать. То же самое касается налоговых платежей и оплаты коммунальных услуг.
pxhere.com
— В случае, когда человек является индивидуальным предпринимателем, ведет бизнес, платит зарплату сотрудникам, имеет товарные запасы, что ему делать? Как сохранить это все?
— Если говорить о предпринимательской деятельности, то здесь все обстоит значительно сложнее. Начнем с индивидуальных предпринимателей. Закон запрещает военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью.
Особенность статуса ИП заключается в том, что он одновременно является и предпринимателем, и гражданином. То есть, если он оставит доверенность на управление своим небольшим бизнесом, то сделки все равно будут осуществляться от его имени, что на сегодня запрещено. Пока что видятся два выхода – закрыть ИП или продать его как имущественный комплекс, включающий и товарные запасы, с правом обратного выкупа после демобилизации.
pxhere.com
— С юрлицами: ООО, ОАО, ЗАО, — такая же ситуация?
— Что касается юридических лиц, то здесь ситуация несколько понятнее. Если мобилизации подлежит генеральный директор компании, он должен обратиться к учредителям или акционерам с просьбой временно освободить его от исполнения обязанностей и назначить нового руководителя. В случае призыва не генерального директора, а учредителя или акционера компании, то они могут передать свои доли и акции в доверительное управление, такие механизмы давно существуют и определены законодательно.
— Звучит логично и просто, как это действительно будет выглядеть на практике?
— Но главная проблема малого бизнеса заключается вовсе не в наличии или отсутствии правовых механизмов по передаче управления. По сути, весь малый бизнес является владельческим. То есть, владелец компании одновременно осуществляет полномочия собственника и функции единоличного управляющего органа. Становится главной движущей силой компании, разрешает тактические и стратегические вопросы, принимает решения по кадрам, взаимоотношению с поставщиками, покупателями, арендаторами и арендодателями. Если такой человек выходит из бизнеса даже на несколько месяцев, то сам бизнес перестает существовать.
Из личного архива Александра Хаминского
— Кто оказывается в зоне риска?
— Эти проблемы коснутся всех сфер, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Речь идет о торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, перевозках грузов и пассажиров, коммунальной сфере, включая уборку улиц и вывоз мусора. С учетом нанятых работников и контрагентов, перед которыми останутся неисполненные обязательства, экономические потери могут оказаться колоссальными. ВВП по итогам уже текущего года недосчитается триллионы рублей
— Какой наиболее оптимальный вариант решения этой проблемы вы сейчас видите?
— Чтобы не допустить коллапса малого предпринимательства, государство должно предпринять немедленные меры по созданию государственного учреждения, наделенного функциями антикризисного внешнего управления, или стимулировать создание саморегулируемых организаций наподобие тех, которые существуют в сфере несостоятельности и банкротства. В любом случае государство должно предусмотреть гарантии, в том числе страховые, по возмещению потерь, связанных с мобилизацией предпринимателей и риском прекращения деятельности их компаний.