Русская культура всегда самодостаточна: Игорь Наджиев о любви к Родине и современной эстраде

Русская культура всегда самодостаточна: Игорь Наджиев о любви к Родине и современной эстрадеGlobal Look Press | Anatoly Lomohov/Russian Look

Российский певец, актер, композитор и поэт Игорь Наджиев один из самых загадочных и экстравагантных артистов отечественной сцены. В его репертуаре романтичные баллады о любви и композиции, воспевающие преданность Родине. В беседе с ФАН певец порассуждал о современной эстраде, патриотической песне и самодостаточности русской культуры.

— Кто, на ваш взгляд, сегодня может быть примером истинного патриотизма?

— Для меня все-таки эталонами являются великие артисты и музыканты. К примеру, Сергей Рахманинов (композитор, дирижер. — прим. ФАН), который в годы Великой Отечественной войны собирал своими гастролями и выступлениями деньги для Красной армии, чтобы СССР одержал победу в борьбе с гитлеровской Германией. Его неслучайно назвали «красным композитором». Поэт и певец Александр Вертинский в 1943 году, в разгар войны вернулся именно в СССР. На первом своем концерте, мне об этом рассказывал поэт-песенник Николай Добронравов, который видел своими глазами, как Вертинский перед полным залом вышел и стал на колени со словами: «Родина, прости меня». Ему казалось, что он виноват, что долго не был со своей Родиной, со своим народом. Я вспоминаю певицу Аллу Баянову, которая стремилась вернуться в Россию. Она точно так же, как Вертинский поездила по миру, выступала во всевозможных странах. Она удивлялась, когда ее спрашивали, почему она не осталась, к примеру, в Румынии или Париже. Она в недоумении отвечала, что всегда хотела вернуться в Россию, это же Родина. Есть Шаляпин (певец Федор Шаляпин. — прим. ФАН) великий, который завещал своим детям, чтобы в конечном счете его после смерти перевезли в Россию. О чем-то ведь это говорит? Я беру за основу этих людей.

Русская культура всегда самодостаточна: Игорь Наджиев о любви к Родине и современной эстрадеGlobal Look Press | Anatoly Lomohov/Russian Look

— Как относитесь к отъезду российских артистов за рубеж на фоне обострившейся геополитической ситуации в мире?

— Мне на это грустно смотреть.

— Что, на ваш взгляд, должно составлять основу творческой жизни артиста?

— Должна быть преемственность, должно быть уважение к тем, кто стоял на сцене до тебя, к тем же Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Ольге Воронец, Людмиле Зыкиной. У нас масса певиц, певцов, мастеров. В годы войны они с народом были, служить народу надо, а не корону надевать на себя.

— Как оцениваете новых артистов, чья карьера «пошла в гору» благодаря патриотической песне?

— Те варианты, когда кто-то выстреливает, как к примеру Shaman, мы все прекрасно понимаем, что было много сделано и этим человеком, самим Ярославом Дроновым. Есть люди, которые поняли, что, действительно, такие артисты нужны и надо их продвигать.

Русская культура всегда самодостаточна: Игорь Наджиев о любви к Родине и современной эстрадеGlobal Look Press | Anatoly Lomohov/Russian Look

— Никогда не думали о смене репертуара?

— Зачем его менять, когда у меня песни о России? В моем репертуаре всегда были песни о России. Я с начала нулевых об этом пою: «Боже, храни Россию», «За Россию», «Русь многонациональная», «В русском сердце живет Россия от рождения до конца». Мы продолжаем работать с разными артистами, работаем на аудиторию в интернете, создаем контент, выпускаем новые клипы.

— Какая основная цель вашего творчества?

— Помню случай, когда моя песня прозвучала на радиостанции в Англии или Америке, где-то за рубежом в 2021 году. Это была песня на русском языке, написанная на стихи Сергея Есенина «Ну, целуй меня, целуй». Это была не русскоязычная радиостанция. И вдруг звучит песня, которая была написана мной 30 лет назад. Но почему-то в России ее не ставят. Почему за рубежом увидели фирменное звучание, это стало интересно? У нас же ни одна радиостанция не обратила на эту композицию внимания. Люди ее любят, просят, даже за границей прозвучало. Но мне не это главное. Надо, чтобы здесь, на Родине любили и это не только про песню, это и про поэзию Сергея Есенина. Пусть кто-нибудь возьмет томик и прочитает — тоже хорошо.

— Как вы считаете, пагубно ли скажется «западная изоляция», о которой часто сейчас говорят, на российской культуре?

— Это смешно, потому что русская культура всегда была самодостаточной. Всегда!


Алексей Ладужгин