ЕС «ставит крест» на белорусском транзите в Литву
Все мы помним, как руководство Литвы активно убеждало и себя и белорусов, что, мол, не надо путать экономику с политикой. И кто бы, чтобы из литовских политиков ни говорил, какие бы козни литовское руководство ни придумывало против Лукашенко, белорусский транзит, мол, надо продолжать направлять в Клайпеду. А основу этого транзита всегда составляли калийные удобрения.
И вот, после посадки самолета ирландской авиакомпании Ryanair в Минске, Евросоюз заговорил о новых санкциях против Белоруссии. Более того, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель вспомнил именно о калийных удобрениях:
Главы государств и правительств попросили нас в понедельник предложить секторальные экономические санкции. Белоруссия является крупным экспортером калийных удобрений: 2,5 миллиарда долларов. Все идет через страны Балтии. Это легко контролировать, если на самом деле захочешь
О чем это говорит? Это говорит о том, что Лукашенко, если он не хочет потерять доходы от экспорта удобрений, надо как можно быстрее переводить их транзит в Россию. Иначе есть большой риск оказаться под транзитными санкциями. В общем, ЕС «ставит крест» на белорусском транзите в Литву. У Лукашенко остается только один вариант — транзит через российские порты.
А может Боррель просто не в курсе, что этот транзит нужен той же Литве, как утопающему как глоток воздуха, и что она ведет отчаянную борьбу за его сохранение по своей территории? И что своими словами он, как «слон в посудной лавке», просто не оставляет никаких надежд Вильнюсу на сохранение хоть какой-то части этого транзита? Кто его знает….?
А Литва? А Литва, похоже, не на такой результат рассчитывала… Она ведь категорически не хочет терять белорусский транзит. Но, с другой стороны, нынешняя антибелорусская направленность ЕС во многом основана именно на литовских предложениях и инициативах…
В общем, результат такой: о белорусском транзите Литве и Клайпеде надо забыть раз и навсегда. И это правильно…