Что не так в отношениях Соединенных Штатов с тихоокеанскими островами?

Что не так в отношениях Соединенных Штатов с тихоокеанскими островами?

На этой неделе Соединенные Штаты провели в Вашингтоне свой первый саммит тихоокеанских островов. В нем приняли участие главы государств и правительств Островов Кука, Федеративных Штатов Микронезии, Фиджи, Французской Полинезии, Новой Каледонии, Палау, Папуа-Новой Гвинеи, Республики Маршалловы Острова, Самоа, Соломоновых Островов, Тонги и Тувалу, в то время как Республика Науру и Вануату были представлены соответственно их местными поверенными в делах и послом в Вашингтоне. Без сомнения, на саммите наконец удалось выпустить подробную Декларацию об американо-тихоокеанском партнерстве из 2375 слов, а Соединенные Штаты отдельно опубликовали свою первую в истории стратегию тихоокеанских островов под названием «Стратегия тихоокеанского партнерства». Тем не менее общение на саммите выявило глубокие страхи правительств этих островов, которые объясняют существующую постоянную напряженность в отношениях с США.

Накануне саммита, например, в Маджуро прервались переговоры Соединенных Штатов о продлении Договора о свободной ассоциации — ключевой договоренности США с их самыми надежными союзниками в регионе, а именно с Маршалловыми Островами, Микронезией и Палау, при этом местные лидеры ссылаются на свое многолетнее недовольство продолжающимся воздействием американских ядерных испытаний 1946-1958 годов в регионе на здоровье, окружающую среду и экономику островитян.

Повышенные опасения в геополитике

Помимо этого наследия геополитики времен холодной войны, в ходе саммита обе стороны разделяли ощущение того, что они все чаще становятся жертвами формирующейся геополитики великих держав. Излишне говорить, что беспрецедентный экономический подъем Китая и его расширяющееся присутствие на островах Тихого океана в последнее время начали менять региональные уравнения. Но обе стороны представили противоположные объяснения того, что это означает, а также представили противоположные стратегии по исправлению ситуации.

Например, в только что опубликованной Стратегии тихоокеанского партнерства Соединенных Штатов цитируется Стратегия 2050 года, выработанная для Форума тихоокеанских островов, в которой выражается обеспокоенность по поводу «усиления геополитической конкуренции», влияющей на их жизнь. Но уже в следующем предложении обвиняется «экономическое принуждение со стороны Китайской Народной Республики, которое рискует подорвать мир, процветание и безопасность региона и, соответственно, Соединенных Штатов».

Точно так же Китай обвиняет Соединенные Штаты и их союзников в «организации очернения своей политики» и того, что он считает растущей приемлемостью в регионе. Особенно после специального соглашения о безопасности, которое Китай подписал с Соломоновыми Островами в марте этого года, региональные союзники Соединенных Штатов, Австралия и Новая Зеландия, открыто заявили о своих опасениях, вызванных угрозами со стороны Китая, что заставило жителей тихоокеанских островов активно воспринять последние предложения администрации президента США Джо Байдена как желание противостоять Китаю. Это было засвидетельствовано в четверг на саммите, например, когда Байден объявил, что США вновь открывают свое посольство на Соломоновых островах, которое было закрыто в 1993 году, и объявил о планах открыть больше посольств, в том числе на Тонге и Кирибати, и признать Острова Кука и Ниуэ как суверенные государства. Все эти островные государства в свое время стали свидетелями расширения присутствия Китая и их растущей дружбы с Пекином.

Беспокойное участие

В последние пять лет Соединенные Штаты стали проявлять особую активность в этом регионе. Все началось с того, что бывший вице-президент Майк Пенс посетил форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Папуа-Новой Гвинее в 2018 году. За этим последовал саммит тогдашнего президента Дональда Трампа со свободно ассоциированными государствами — Республикой Палау, Республикой Маршалловы Острова и Федеративными Штатами Микронезии, причем на последнем саммите присутствовал тогдашний госсекретарь Майк Помпео, который был первым визитом США такого высокого уровня в эту страну.

После долгого перерыва, вызванного пандемией Covid-19, в феврале этого года государственный секретарь Энтони Блинкен посетил Фиджи — первый такой визит за три десятилетия. За этим последовали помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Критенбринк и координатор Совета национальной безопасности по Индо-Тихоокеанскому региону Курт Кэмпбелл, посетившие Фиджи, Папуа-Новую Гвинею и Соломоновы острова, откуда они отправились к специальному посланнику президента по климату Джону Керри, который был одним из организаторов конференции «Наш океан» на Палау в апреле.

В июле вице-президент Камала Харрис виртуально выступила на Форуме тихоокеанских островов, где она призналась, что «тихоокеанские острова, возможно, не получили того дипломатического внимания и поддержки, которых заслужили», и объявила о планах более активного взаимодействия США с регионом, включая открытие новых посольств, возвращение Корпуса мира и увеличение финансирования Рыболовного агентства Форума. В августе заместитель госсекретаря Венди Шерман и в Австралии Кэролайн Кеннеди отправились на Соломоновы острова, чтобы отметить 80-ю годовщину кампании на Гуадалканале во время Второй мировой войны.

Не все это могло быть вызвано расширением участия и влияния Китая. Действительно, и у Китая, и у Соединенных Штатов есть причины для взаимодействия с тихоокеанскими островами, помимо простого подрыва друг друга. В этом смысле их оспаривание можно рассматривать как побочный продукт, а не как единственную движущую силу их растущего взаимодействия с этими островными государствами.

Основные факторы

Важно, например, подчеркнуть, что интересы Соединенных Штатов в регионе тихоокеанских островов предшествовали недавнему соперничеству между США и Китаем. У Соединенных Штатов есть суверенные территории, в том числе штат Гавайи, Американское Самоа, Содружество Северных Марианских островов и Гуам, что объясняет их обеспокоенность по поводу расширения присутствия Китая в Тихом океане в целом.

Во-вторых, Соединенные Штаты ранее управляли «подопечными территориями», которые теперь образуют Свободно ассоциированные государства Палау, Маршалловы Острова и Федеративные Штаты Микронезии. Эти особые отношения влекут за собой ожидания и ответственность, которые еще раз объясняют настороженность Соединенных Штатов в отношении расширяющегося присутствия Китая в этом регионе.

В-третьих, не менее важно подчеркнуть, что некоторые лидеры тихоокеанских островов выразили дискомфорт в связи с тем, что Соединенные Штаты вовлекают их в противодействие с Китаем, тем самым вынуждая администрацию Байдена принижать значение геополитики и сосредотачиваться на специфике местных средств к существованию, образовании, обучении, перелове рыбы и других пандемиях — и экзистенциальных проблемах, связанных с климатом. Это объясняет, почему Индо-Тихоокеанская стратегия Байдена, опубликованная в феврале, также указывает на более глубокое взаимодействие с тихоокеанскими островами, подчеркивая стремление сделать Соединенные Штаты «незаменимым партнером тихоокеанских островных государств».

Наконец, острова Тихого океана — «океанский континент», занимающий 15 % поверхности Земли, — образуют важный субрегион Индо-Тихоокеанского региона. Точно так же Китаю нужны эти 14 тихоокеанских островных государств для расширения своей базы поддержки на международных форумах, для поиска новых партнеров для своей инициативы «Один пояс, один путь», а также для своих недавно запущенных инициатив «Глобальное развитие» и «Глобальная безопасность».

Больше всего они нужны Китаю для дальнейшего ограничения дипломатического пространства Тайваня. В конце концов, четыре из 14 стран, признающих Тайвань Китайской Республикой, — это Маршалловы Острова, Тувалу, Палау и Науру. Растущее присутствие Китая на островах Тихого океана напрямую привело к тому, что Кирибати и Соломоновы острова в 2019 году перешли от дипломатического признания Тайбэя к Пекину. Даже Индия создала Форум сотрудничества между Индией и островами Тихого океана и провела два саммита с национальными лидерами 14 островов Тихого океана в Суве, Фиджи и Джайпуре, Индие, в 2014 и 2015 годах соответственно, а также провела Форум устойчивого развития Индии и островов Тихого океана. Конференция в Нью-Дели в мае 2017 года.

Фиджи, второй по величине из островов Тихого океана, 38% населения которого составляют индо-фиджийцы, имеет тесные связи с Индией. Но сенсационные предположения часто могут дать убедительные наброски. Индия в последнее время не была самым активным игроком в регионе, однако геополитические спекуляции могут заставить комментаторов увидеть встречу министра иностранных дел Индии на прошлой неделе в Вашингтоне со своим коллегой из Папуа-Новой Гвинеи — крупнейшего из тихоокеанских островов — по мере присоединения Индии. США в возобновлении взаимодействия с островами для противодействия Китаю. Насколько это правда, останется загадкой?

СВАРАН СИНГХ