Зима в Европе пришла надолго…
Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон и профильные министры стран Евросоюза выразили опасение, что эта зима будет непростой, но следующая станет ещё более тяжёлой. И вообще, «привыкайте к земле» (c) Педалик Златоуст.
Сначала европейским гражданам говорили, что «нужно зиму перетерпеть», а теперь потихоньку, издалека, подготавливают к тому, что такие зимы теперь будут всегда. К европейцам скоро должно прийти осознание того, что зима прошла, а ничего не изменилось. И впереди их будут ждать еще и еще такие же зимы.
Энергия для любой страны — это как пища для человека. Нетрудно понять, что ждет промышленность той же Германию, которая отказалась от обилия дешёвой энергии, поступающей от России.
Но в завтрашний день смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать (c) Педалик Златоуст.
Однажды в студёную зимнюю пору
зашел я в ЕС (а был сильный мороз!).
Гляжу — поднимается медленно в гору
Урсула, везущая хвороста воз.
— Откуда дровишки? — спросил я глумливо,
Никак вы озябли, как я погляжу?
— Откуда дровишки?? Из Польши, вестимо!
Шольц яблони рубит — а я отвожу…
До этих дебилов никак не доходит, что это бритиши с амерами им такую жизнь устроили. Дебилами совсем европеи стали.
А до тех немногих, до кого доходит — доходит и то, что их мигом уберут, стоит только рот раскрыть. Поэтому они помалкивают в тряпочку.
Вот, например, немецкий журналист Даниэль Эккерт счёл, что Европа находится в состоянии кризиса, который напоминает падение Римской империи. В статье, опубликованной в газете Die Welt, он сравнил эти ситуации и привел список параллелей между развалом Рима и упадком в странах Евросоюза.
Одной из общих черт Эккерт назвал инфляцию, которая обрушилась на ранее стабильную валюту. «Девальвация денег началась во втором веке нашей эры, практически сразу после пандемии. До этого римская валюта, динарий, была очень стабильна в цене на протяжении веков», — подчеркивается в статье германского издания.
Другим сходством автор счел период пандемии, напомнив, что в Римской империи до инфляции распространялась Антонинова чума. Он отметил, что после пандемии денежный и экономический порядок в Риме уже не был прежним. Эккерт также добавил, что попытка государства контролировать рынок тогда вылилась лишь в ухудшение кризиса.
Помимо того, журналист указал, что Германия дважды пострадала от двух пересекающихся кризисов, так как является страной-экспортером и больше других государств зависит от безопасных торговых путей. «Как и в Римской империи 2000 лет назад, наше процветание в значительной степени обусловлено свободным движением товаров и услуг, в то время как перебои с поставками и другие сбои замедляют процветание», — рассудил он.
Помимо деградации финансов, последствий пандемии и подрыва торговли можно назвать и другие очевидные сходства.
Военные расходы Евросоюза, как и позднего Рима во времена кризиса III века, резко возросли. При этом нравы упали, демография подорвана, рождаемость низкая. Современные европейцы (как и поздние римляне) предпочитают, чтобы вместо них на далёких окраинах «проримские» варвары сражались с «антиримскими» варварами. Одновременно коренное население постепенно, но уверенно замещается мигрантами и беженцами.
Также в третьем веке в Римской империи резко ухудшился климат: стало больше летних засух и холодных зим. Сельское хозяйство пришло в упадок. Это же мы видим и в современной Европе из-за климатических проблем и энергокризиса.
Наконец, на Востоке поднялась мощная держава-конкурент. В III веке это была иранская империя династии Сасанидов. Сейчас это Китай и Россия (да и современный Иран, между прочим, тоже входит в антизападный лагерь, ещё в нашу сторону посматривают условно нейтральные Индия и Саудовская Аравия).
Милитаризация и рост экономических проблем закончились для Рима в III веке тяжелейшими бедствиями: на протяжении почти 50 лет шли внутренние войны, императоры менялись на престоле примерно раз в два года, постоянно свергая друг друга (так называемая «эпоха солдатских императоров»). Часть окраинных территорий империи была навсегда оставлена.
После 284 года наступила временная передышка, но уже в начале IV века снова возобновились гражданские войны, а с конца IV века империя начала быстро рушиться под ударами варваров. По факту, Западный Рим пришёл в ничтожество и был разграблен готами уже в начале V века, а в 476 году просто была поставлена последняя точка – ликвидирована должность императора на Западе.
Сколько ещё времени есть у современной Европейской империи, непонятно. Процессы столь масштабного упадка, с одной стороны, проходят небыстро, ведь накопленный за предыдущие столетия жирок ещё не до конца сожжён. С другой стороны, историческое время ускоряется, и в этот раз коллапс может наступить куда быстрее.