Падение Лимана и «Записки постороннего»

Падение Лимана и "Записки постороннего"

1 октября 2022 года наши войска вынуждены были покинуть Красный Лиман. Это произошло по причине сильного давления превосходящих сил противника на данном участке фронта.

Противник создал многократное превосходство в живой силе и технике, смог растянуть нашу оборону, воспользовавшись тем, что он имеет превосходство в живой технике смог выдавить наши войска из Красного Лимана.

Мне сложно судить какими силами оперировали стороны в этом сражении. В медийном пространстве гуляла информация, что со стороны укровермахта участвовало до 40 тысяч солдат и офицеров. В штурмовых боях участвовало непосредственно 6-9 тысяч бойцов, самых обученных и мотивированных. При этом их поддерживала высокоточная артиллерия и тяжелая техника.

С нашей стороны, если оценивать доступную информацию, защищали легкие силы численностью в 2-4 тысячи бойцов. О том что, там имеется какая то тяжелая техника мне судить сложно. По тем данным что были в СМИ наши войска не имели значительной тяжелой техники на этом направлении.

Дефицит личного состава сказывался и на резервах. По той информации, что гуляла по информационным ресурсам, наши войска перекинули резервы в количестве 4 БатТГ. А это максимум 4-5 тысяч. На какое-то время остановить продвижение врага можно. Но переломить ход боя сложно. Тем более враг ставил на этот удар ВСЕ, и усиливал нажим на этом направлении по мере усиления сопротивления.

Анализируя анализ действия нашей авиации, можно написать. Она действует с низкой эффективностью. Штурмовики СУ-25 наносят удар по противнику крупным калибром РСов при этом на подвеске имеются 2 пакета по 6-7 снарядов в каждом. Это очень мало! На тех видео что публикует МО РФ, на самолетах имеются подвесные топливные баки. Это говорит о том, что нашей фронтовой авиации приходится преодолевать большие расстояния до линии фронта. Это снижает боевую нагрузку, увеличивает подлетное время, увеличивает нагрузку на летчиков, расходует ценный моторесурс авиации.

Удивляет инженерное оборудование позиций. Судя по тем кадрам, что публиковали информационные войска ВСУ, окопы наши бойцы строят «дохлые». Когда смотришь хронику с нашей стороны, где бойцы показывают позиции укровермахта, видишь сильное отличие. Окопы ВСу сделаны в полный рост, сделаны крепкие и надежные ДОТы и ДЗОТы, враг минирует плотно подходы своих позиций. Все по классике.

А что у нас? Окопчики в лучшем случае по калено, какие-то укрепленные пулеметные точки, но они не смахивают даже на ДЗОТ, нормальных блиндажей, которые могут выдержать попадание 155 мм снаряда почти нет. О минировании подходов к позициям я не слышал. Те позиции, которые создавались по итогам боев 1914-1915 годов под Донецком, были оборудованы не плохо. На новых территориях позиции оборудованы слабо.

Поражение под Балаклеей и тут у Красного Лимана обусловлены системными причинами. Давно сообщали военкоры с мест, у нас банально не хватает пехоты. Пока противник имел на Донбассе группировку в 250 тысяч солдат и по всей стране не более 100-150 тысяч, мы своими 200-250 тысяч солдат еще могли, как то сдерживать врага и даже громить его. Но шли дни боев.

Мы теряли боеспособные части, а противник смог организовать мобилизацию, отвести боеспособные войска с линии фронта, заменить их на территориальную оборону и националистические батальоны. Наша живая сила сократилась по разным причинам, а враг несмотря на серьезные потери смог сохранить костяк своих кадровых войск. Кроме того, их усилили западными «отпускниками». Дефицит командного состава решили за счет наемников и НАТОвских инструкторов.

Пришло время, когда мы не смогли контролировать такой огромный фронт, нам не хватает живой силы. Нельзя взводом держать линию обороны целой роты или батальона. Даже если у тебя имеется артиллерийская поддержка. Противник просто просочится, если у него преимущество в живой силе. Тем более он знаком с местностью, имеет более менее актуальные разведданные и имеет за плечами 8 лет боевого опыта. В этом случае, артиллерия может не помочь, если она не имеет точных данных и бьет просто по площадям. Да, что-то она может поразить, но если у врага стойкие и обученные бойцы, они смогут преодолеть линию заградительного огня.

В своих выпусках Михаил Онуфриенко как-то обратился к классикам Марксизма и Ленинизма. Он цитировал работу Владимира Ильича Ленина «Записки постороннего». Ленин ее писал накануне Великой Октябрьской Революции 8 (21) октября 1917 года. В этой работе он писал о том как необходимо действовать в той революционной ситуации. Его товарищи по партии колебались в способах и методах взятия власти в свои руки.

Ленин в этой работе назвал 5 правил, который когда то озвучил Карл Маркс. Эти принципы можно перефразировать и они будут актуальны для боевых действий вообще. Какие это правила, перефразирую для нынешней ситуации.

1) Если начал иди до концы, то есть будь решительным не принимай половинчатых решений.

2) Необходимо собрать большой перевес в решающем месте, в решающее время, что бы более подготовленный противник не смог уничтожить ваши силы (противник прям под Лиманом и Балаклеей так и действовали).

3) Если перешли к решительным действиям, то и действовать нужно активно. Оборона, смерти подобна. (У Ленина речь идет про восстание).

4) Нужно застать врасплох противника, пока его силы разбросаны (Классика военного искусства).

5) Надо добиваться ежедневно хоть маленьких успехов (можно сказать ежечасно, если дело идет об одном городе), Поддерживая, во что бы то ни стало, «моральный перевес».

И в чем тут наш русский классик коммунизма не прав? В этой работе он еще выделяет ряд моментов, которые были актуальны для того исторического момента. Но перефразируя их, можно все это переносить и на военного дело в современных условиях.