Бесполезный козырь
Итальянская La Repubblica, решив, видимо, нагнать страха на своих читателей, опубликовала материал о том, что российская подводная лодка «Белгород» вышла из акватории Белого моря и отправилась на испытание сверхбыстрого дрона «Посейдон».
Того самого «Посейдона», которым не так давно в своей программе пугал НАТО журналист, телеведущий и по совместительству генеральный директор агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв.
«Посейдон приближается к цели на километровой глубине со скоростью 200 км/ч. Нет никакого способа остановить этот подводный дрон. Боеголовка на нём мощностью до 100 мегатонн. Взрыв этой термоядерной торпеды у берегов Британии поднимет гигантскую волну высотой до 500 метров. Такой водяной шквал является ещё и носителем экстремальных доз радиации. Пройдя над Британскими островами, он превратит то, что от них, может быть, останется, в радиоактивную пустыню. И как перспектива?», — многозначительно обращался Киселёв к своим постоянным зрителям в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе.
И, судя по всему, его месседж попал в цель. «НАТО в боевой готовности», — пишет La Repubblica.
«Путин, похоже, близок к тому, чтобы бросить новый вызов Западу и поднять уровень ядерной конфронтации ещё выше. Тревога проистекает из доклада разведки НАТО, переданного в последние дни самым важным командованиям союзников. Отчёт касается передвижений атомной подводной лодки „Белгород‟. Теперь она вернулась для погружения в арктические моря, и есть опасения, что её миссия заключается в том, чтобы впервые в истории испытать сверхбесшумный „Посейдон‟, который часто называют „оружием Апокалипсиса‟. „Посейдон‟ способен породить радиоактивное цунами вблизи побережья, будучи выпущенным с расстояния 10 тысяч километров. А заражённая волна способна снести такие мегаполисы, как Нью-Йорк или Лос-Анджелес», — с нескрываемым ужасом сообщают итальянские журналисты.
Из всего этого должно, видимо, сложиться впечатление, что на Западе действительно всерьёз рассматривают возможность применения Россией тактического ядерного оружия (ТЯО). Настолько всерьёз, что даже готовы обратиться к своим нынешним противникам — Китаю и Индии — в надежде, что лидеры этих стран, у которых сложились хорошие личные отношения с президентом РФ, сумеют отговорить Путина от «безумной затеи».
Как пишет Politico, США и их союзники надеются уговорить лидеров Китая и Индии оказать влияние на Владимира Путина и убедить его не наносить ядерный удар по Украине. По мнению анонимного источника издания в администрации президента США, Си Цзиньпин и Нарендра Моди могли бы дать понять Владимиру Путину, «какой катастрофически плохой идеей было бы любое применение ядерного оружия».
А с чего они вообще взяли, что в России кто-то готовит против Украины ядерный удар, пусть даже тактический? Помимо истерической шумихи на эту тему, которою последние несколько недель разгоняли западные СМИ (как и кем это делается, полагаю, объяснять не надо), существует как минимум два конкретных высказывания российского президента, из которых можно при желании сделать подобный вывод.
Во-первых, выступая с телеобращением 21 сентября, Путин дал понять, что в случае прямой экзистенциальной угрозы для России со стороны Запада, Москва не остановится перед ответом.
«Это не блеф», — сказал тогда Путин.
И во-вторых, в своей речи, предварявшей процедуру подписания договоров о присоединении к Российской Федерации четырёх новых субъектов, хозяин Кремля напомнил, как США в 1945 году подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросиму и Нагасаки, чем, по словам Путина, создали мировой прецедент.
Никаких иных заявлений на эту тему от первого лица нашего государства не было. Было лишь два разъяснения от иных представителей российского руководства, отсылающих к нашей доктрине ядерного сдерживания.
Сначала в МИД РФ объяснили, что Москва может использовать ядерное оружие, если под угрозу будет поставлено существование страны (что и прописано в российской военной доктрине). А уже сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на вопрос о «планах» по применению ТЯО завил, что использование ядерного оружия происходит на основе того, что изложено в соответствующей доктрине и «каких-либо иных соображений здесь быть не может».
С учётом довольно смутного понимания того, что же можно считать «угрозой существованию страны», а что нет (где та грань?), и неясных критериев оценки подобной угрозы, очевидно, что решаться вопрос о применении ядерного оружия, даже в ограниченном масштабе, будет по ситуации. Потому-то в Москве и пытаются напустить как можно больше тумана, давая уклончивые ответы со ссылкой на документы, умышленно содержащие размытые формулировки.
Но если подходить к проблеме реалистично, то ясно одно: ЯО — это, конечно, весомый козырь, но козырь, которым по факту не сыграешь. Стало быть, он бесполезен.
Даже если не рассматривать вариант применения «Посейдонов» и прочих «Сарматов», действительно являющихся «оружием судного дня», за которым без вариантов следует только ядерный апокалипсис, использование ТЯО требует особой решимости или какой-то чрезвычайной ситуации.
Есть ли угроза возникновения такой ситуации? И хватит ли силы духа у российского руководства, в случае чего, нажать на пресловутую красную кнопку?
Как считает американский военный эксперт, отставной полковник армии США Дуглас Макгрегор, в Москве видят, что никто в Вашингтоне не собирается вести с ними переговоры (а, в конечном счёте, контролируют ситуацию в украинском конфликте именно США), поэтому там решили, что, видимо, настал момент пойти на эскалацию военной операции.
Но станет ли такой точкой эскалации объявленная частичная мобилизация, или дело действительно дойдёт до ядерного удара по военным объектам на территории Украины, эксперт ответить не смог. Единственное, в чём уверен Макгрегор, так это в том, что угроза подобного удара может расколоть НАТО, и блок разделится на тех, кто готов воевать с Россией, и тех, кто ни в коем случае не собирается этого делать.
Впрочем, полагаю, до этого не дойдёт. Наши бывшие западные партнёры знают, что ядерный удар им, скорее всего, не грозит, если только они сами первыми не начнут, конечно. Рассчитывать на то, что Кремль решится на применение тактического ЯО в ограниченных масштабах ради устрашения противника, на мой взгляд, не приходится (и слава Богу!). И вот почему: власть, которая за 7 месяцев так ни разу и не исполнила своей угрозы по поводу ударов по центрам принятия решений, не станет устраивать ядерную войну в одной отдельно взятой стране. Так что бряцание ядерным оружием, даже в такой завуалированной форме, как это делают в руководстве России, потрясает в лучшем случае воздух и обывателей, но никак не наших врагов.