Верховный лидер Ирана Али Хаменеи при смерти из-за рака – режим может развалиться
Из Ирана приходят сообщения о том, что Хаменеи умирает от рака, оставляя после себя вакуум власти.
Первоначально новость о его смерти распространилась вчера вечером, но позже было подтверждено, что он тяжело болен и, как предполагается, страдает от поздней стадии рака. В течение последних нескольких месяцев его сын Моджтаба Хаменеи, который не является аятоллой и поэтому технически не может унаследовать пост Верховного лидера от своего отца, был ускоренно приведен к этому титулу на фоне плохого состояния здоровья своего отца.
Эксперты предупреждают, что против этого шага, скорее всего, выступит президент Эбрахим Раиси, которому ранее, возможно, была обещана должность Верховного лидера.
Кэтрин Перес-Шакдам из Общества Генри Джексона, эксперт по Ближнему Востоку, сказала, что последующая междоусобица может привести к тому, что весь режим «развалится».
Крах режима будет иметь огромное влияние на международные дела, поскольку вопрос об иранской ядерной программе все еще не решен после того, как Дональд Трамп несколько лет назад вывел США из ядерной сделки.
Опрос Института демократии для Express.co.uk показал, что Иран воспринимается американскими избирателями как вторая по величине угроза для Америки с 18 процентами после Китая (55 %) и больше, чем Россия (12 %). В докладе Госдепартамента США за 2020 год отмечается: «Иран использовал Корпус стражей исламской революции – Силы Кодса (КСИР – КСИР) для оказания поддержки террористическим организациям, для прикрытия связанных с ними тайных операций и создания нестабильности в регионе». Иран признал участие КСИР в конфликтах в Ираке и Сирии, а КСИР являются основным механизмом Ирана для культивирования и поддержки террористической деятельности за рубежом.
Смерть Хаманеи может оказать влияние на продемократическое движение в стране, но также может открыть дверь для еще более жесткого правительства.
Самое главное, это может повлиять на отношения на Ближнем Востоке в целом и на Израиль в частности, который считает Иран самой большой угрозой для себя.
Проливая свет на то, почему смерть Хаменеи будет иметь серьезные последствия, г-жа Перес-Шакдам сказала: «Еще в 2017 году Раиси обратился к Хаменеи и предупредил того, что если его амбициям будет отказано, он поднимет армию против руководства».
Она сказала: «Когда Хомейни умер и власть перешла к Хаменеи, Ассамблея экспертов должна была предоставить ему статус аятоллы, который он никогда не получал прежде. Это вызвало небольшой переполох в Иране, поскольку люди почувствовали себя преданными, и это глубоко возмутило религиозные институты в Ираке. С их точки зрения, Хаменеи использовал религиозные институты и положение ради личной выгоды и поставил под сомнение честность шиитского духовенства. То, что Хаменеи использует свое положение и власть, чтобы теперь помазать своего сына, Моджтабу Хаменеи, должно вызвать возмущение – тем более, что эта должность ранее была обещана президенту Раиси. Сейчас Раиси является довольно влиятельным человеком в Иране, помимо своего поста, поскольку его тесть – не кто иной, как Ахмад Аламолхода – хранитель и главный имам священного города Мешхед. Мешхед приносит миллиарды долларов дохода каждый год, и у него есть собственное ополчение для защиты духовенства, которое, очевидно, может представлять угрозу для Тегерана в случае разногласий».