В Эстонии подвергают гонениям представителей русской общины
Жители Эстонии, которые жалуются на сгустившуюся вокруг русской общины атмосферу недоброжелательства, на массовый снос памятников советским воинам, оказываются в группе риска
Кого-то могут выгнать с работы, кого-то – исключить из партии, кого-то депортировать из страны, а кого-то – и осудить на длительный срок. Таким образом общину приводят к покорности, заставляют молчать.
Недавно депутат эстонского парламента (Рийгикогу) Михаил Стальнухин записал видеообращение, обернувшееся большим скандалом. Он обратился к зрителям в городе Нарва, с места, где ещё недавно находились гранитные плиты с именами воинов, погибших в 1944 году за освобождение территории от нацистов. Теперь этих плит на привычных местах больше нет – их демонтировали по приказу властей. «Вот эти люди, память о которых хранилась на гранитных досках, некогда висевших на этой стене – они боролись с нацизмом, они боролись с фашизмом. У них был один враг – и этот враг для всего цивилизованного мира был один. И в память того, что они сделали, были в Нарве когда-то памятники», – отметил политик.
По мнению Стальнухина, такие действия, как снос монументов, могли предпринять только нацисты. «И вот их сняли. Независимо от того, кем они себя называют: демократы, либералы, «реформисты» (отсылка к названию эстонской Партии реформ, в рядах которой состоит премьер-министр Кая Каллас – В.Л.) правые – как угодно. Для меня они теперь просто обычные рядовые фашисты. Они борются с теми, кто боролся против нацизма. Мы живём в стране, где официальная идеология – это идеология поддержки нацистов. К этой мысли нам ещё всем предстоит привыкнуть», – подчеркнул депутат. Отметим, что Стальнухин на момент этого своего заявления состоял в рядах оппозиционной ныне Центристской партии, за которую голосуют, в большинстве своем, русские жители Эстонии.
На заседании правления партии от Стальнухина потребовали объяснений – но он, невзирая на требования руководства, не стал приносить извинений за свои высказывания. В итоге, 6 сентября правление решило исключить Стальнухина.
По словам политика, его изгнание из рядов «центристов» для него неожиданностью отнюдь не стало. «Такого решения правления я и ожидал. У меня есть только радость по поводу того, что у меня была возможность высказать свои взгляды и видение. А сейчас есть возможность сказать спасибо тем сотням, тысячам людей, с кем вместе я провёл двадцать семь лет в рядах Центристской партии. И я желаю им успешной работы, хорошего здоровья», – беззлобно сказал Стальнухин. То, что в данном случае ему удалось избежать уголовного дела, ему стоит расценивать, как большую удачу.
Из нынешнего состава парламента, который заканчивает свою работу будущей весной, дерзкий политик, по его словам, уходить не собирается, обещает голосовать «по собственной совести». Ну а в дальнейшем он планирует вернуться к своей исконной профессии учителя.
Будучи человеком трезвомыслящим, Михаил Стальнухин весьма скептически оценивает свои шансы на то, чтобы пробиться в следующий состав парламента – в качестве независимого кандидата. «Если я попытаюсь это сделать, все эстонские СМИ будут работать против меня. У меня есть профессия. Я написал несколько учебников эстонского языка. Один учебник, наверное, уникален в эстонских условиях, его общий тираж сейчас превышает 32 000. Я сделал несколько словарей – и поверьте мне, я очень хороший учитель. Я найду для себя труд, который не столь нервный и не требует таких усилий, как работа в Рийгикогу. Так что для меня конец каждого пути даёт возможность выбрать новую работу», – подытожил политик. Впрочем, в эстонских школах заверили, что на работу Михаила Стальнухина они не возьмут…
Одновременно правые партии предприняли атаку на другого политика Центристской партии – евродепутата Яну Тоом. Та заявила, что считает, что Эстония, Латвия, Литва и Польша своим недавним решением запретить въезд для российских туристов нарушили Шенгенский кодекс о границах – и направила соответствующий запрос вице-президенту Еврокомиссии Жозепу Боррелю.
В связи с этим председатель эстонской правой партии «Отечество» Хелир-Валдор Сеэдер заявил, что действия Яны Тоом гораздо опаснее, чем поступок Стальнухина. «Я удивлен, что Яна Тоом до сих пор является членом Центристской партии», – зло сказал Сеэдер. В соцсетях Тоом уже начали угрожать депортацией из Эстонии – хоть она гражданка и известный в стране политик…
А вот ещё один красноречивый пример русофобии. Гражданин Российской Федерации Филипп Лось в течение пяти лет жил и работал в Эстонии художественным руководителем Русского театра в Таллине. В конце августа он вывесил в соцсети жесткий пост. «Знаете, почему меня, русского еврея, живущего в Эстонии всего (уже?) пять лет, так оскорбляет и выбешивает вся эта бесконечная возня с санкциями против русских? Когда под бодрые здравицы о поддержке украинского оружия и победе Добра над Злом из всех щелей вдруг полезла тухлая облезлая русофобия, и никто не зажимает нос и не говорит громко: «Фу!» Удачный момент, не правда ли? Расквитаться за всё, растоптать все свободы и права граждан Российской Федерации, как будто у нас без того своих проблем маловато», – отметил Лось.
Режиссера, по его словам, беспокоит компания ненависти, развернутая вокруг русской общины Эстонии – и он беспокоится за её будущее. «Что будет с нашими правами дальше? У какой черты остановятся наши ретивые соседи? Когда-то совсем недавно, помнится, они так же ретиво уничтожали в Эстонии евреев…
А что сейчас их заставит одуматься, успокоиться и вспомнить, что живущие рядом с ними русские прежде всего – такие же люди, как и эстонцы. У них тоже есть свой язык – родной, который им удобнее и в котором они себя комфортнее чувствуют. Что у них есть своя история, свои праздники и свои герои, своя историческая память. И свой предел терпения», – пишет Лось.
В дальнейшем режиссёр, напуганный поднявшейся волной оскорблений в его адрес, сдал назад – он признал, что, возможно, «перегнул палку» и многократно признался в любви к Эстонии, с которой связывал все свои дальнейшие планы. Однако, евродепутат Урмас Паэт потребовал выслать Лося из страны. А председатель правления эстонского Союза режиссёров и драматургов Яанус Рохумаа обвинил Филиппа Лося в «разжигании ненависти» и «имперском высокомерии». Россиянина сначала исключили из этой организации, а потом и уволили с работы. Директор Русского театра Таллина Светлана Янчек уличила Лося в том, что он «нанёс вред репутации театра» – и его увольнение сделано в целях «сохранения мира в коллективе, добрых отношений с эстонскими коллегами по цеху и самой культурной институции «Русский театр», одной из задач которой является поддержание диалога между общинами, поиск согласия и гармонии в обществе».
В связи с этим главный редактор таллинского издания «Столица» Александр Чаплыгин написал в своем тг-канале, что ему стыдно. «Стыдно за то, что в моей стране человека могут уволить с работы за высказывания, никаким образом не нарушающие закон. Просто за то, что он позволил себе высказать мнение, не совпадающее с официальной идеологией. Демократия в опасности, и это происходит у нас».
«Лось не сказал ничего, что можно было бы трактовать как нарушение закона или, например, разжигание розни. Протест – неотъемлемое право общества в условиях свободы. Если жителей страны лишают этих прав, значит, с демократией и свободами в государстве не всё в порядке. Так мы делаем шаг в сторону Северной Кореи. Михаила Стальнухина выгнали из партии. Но Стальнухин – политик, и каждая партия имеет право устанавливать для себя внутренние правила поведения. Но театр – не партия, а государственное учреждение, и в трудовом договоре Лося не было пункта о любви к правительству. Репутация Русского театра действительно испорчена. Но сделал это не Лось, а Светлана Янчек. Она показала, что её театр – не свободное творческое учреждение, а политически ангажированная контора, где нет места открытому выражению гражданской позиции. Поэтому стыдно. Ещё больше оттого, что театр называется «Русским»», – заключил журналист.
В сентябре суд Эстонии вынес приговор в отношении юриста-правозащитника Сергея Середенко, арестованного в марте 2021 года – всё это время он провёл в тюрьме, в состоянии почти полной изоляции от внешнего мира (ему запретили переписку с волей). И вот Середенко оказался признан виновным и приговорён к пяти годам и шести месяцам лишения свободы.
Правоохранительные органы Эстонии до сих пор не сообщали, что конкретно представляет собой предъявленное Середенко обвинение – судебное следствие проходило за закрытыми дверями. Недовольство же эстонских властей Сергей Николаевич вызывал в течение многих лет – тем, что выступал со статьями и докладами, в том числе на мероприятиях международного уровня, освещавшими проблему неравноправного положения русских в Эстонии.
Ещё в прошлом году в эстонской Полиции безопасности (КаПо) заявили, что юрист якобы действовал по заданию российских спецслужб. Известно, что на судебном процессе обвиняемый и его защитник пытались доказать, что Сергей Середенко в своих трудах и выступлениях выражал свои личные политические взгляды и действовал как правозащитник, омбудсмен, журналист и ученый-правовед – отчего его действия не могут считаться преступными. В противном случае это было бы нарушением свободы слова. Однако эстонский суд не счёл эти возражения обоснованными. По оценке суда, «свобода выражения мнения не является абсолютной». Суд также установил, что «обвиняемому неоднократно сообщали темы, содержание и тон статей, поэтому возражение о том, что в них выражались его собственные политические взгляды, является необоснованным».
При таких вводных приговор оказался довольно предсказуемым. Суд посчитал: «Даже если содержание этих текстов совпадало с его собственными взглядами, нельзя не признать, что они были написаны по указанию лиц, действующих в интересах и от имени государственных органов РФ, и что обвиняемый знал о цели их действий, то есть о заказе и публикации этих трудов и докладов. В такой ситуации оценка должна основываться, прежде всего, на цели, для которой были подготовлены и опубликованы материалы, а не на том, соответствует ли их содержание собственным политическим взглядам обвиняемого. В данном случае это не имеет значения». Тем не менее столь суровый приговор вверг друзей и соратников Середенко в состояние шока. Ведь многие надеялись, что ему зачтут в виде наказания время, уже проведённое в тюрьме – и выпустят прямо в зале суда. К сожалению, надежды оказались напрасными…
Ещё в мае, в преддверии Дня Победы, эстонские власти выслали из страны Алексея Есакова – гражданина России, имевшего вид на жительство в этой прибалтийской республике. В Эстонии Есаков в течение многих лет являлся одним из организаторов межрегионального историко-патриотического общественного движения «Бессмертный полк».
По мнению же эстонских спецслужб, Есаков занимался тем, что «распространял пророссийскую пропаганду» и «разжигал национальную ненависть». Также активиста обвинили в том, что он «оправдывал российскую агрессию на Украине и был замешан в контрабанде на востоке Украины». Под «контрабандой» эстонские власти понимают участие Есакова в сборе гуманитарной помощи для населения Донбасса.
В июне в Полиции безопасности сообщили, что выслали из Эстонии ещё одного «кремлёвского провокатора» – общественного деятеля Рамиля Усманова. Он одно время возглавлял Южноэстонский союз ветеранов афганской войны и являлся одним из активистов Союза граждан РФ в Тарту. КаПо охарактеризовала Усманова в качестве «угрозы безопасности Эстонии». Добавим, что Есаков, высланный чуть раньше, в России создал общественную организацию, специализирующуюся на помощи зарубежным соотечественникам, подвергающимся политическим репрессиям. Организация будет помогать таким людям перебраться в Россию…
Виталий Лекомцев, Столетие
Читайте нас в