Покупка Германией Ф-35 это фактически крах европейского военного авиапрома. Европа почти полностью подсела на дорогие американские самолёты
Кажется японская крылатая фраза гласит, что если у вас нет проблем, то купите их за большие деньги. Похоже, что Ф-35 купили фактически все ключевые европейские страны, создававшие рынок собственному европейскому авиапрому. Великобритания, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Греция, и вот теперь — Германия. Столп европейского авиапрома, и, как бы там ни было, родоначальник многих видов авиации, включая реактивную. Есть ещё Еврофайтеры и Рафали, но они стали дорогими игрушками для всяких азиатских генералов и бушной поддержкой для младоевропейцев.
Франция истребителей 5 и 6 поколения не имеет даже во внятном проекте. Европейцы пытались продвигать какие-то свои картинки с программой Team Tempest, «шестого поколения», но судя по срокам создания только прототипа (середина 30-х годов) всерьез на него никто не рассчитывает. Над Европой распростёр крылья американский NGAD — Next-Generation Air Dominance (самолёт господства в воздухе нового поколения)ещё не испытанный, но уже представленный в сотнях красивых компьютерных презентаций и наверняка внесенный твёрдой рукой в грядущие военные ассигнования крупнейших стран ЕС. Но это в случае, если у Европы хватит на это денег. Потому что их маленькие Ф-35 «Молнии-2» словно специально созданы, чтобы обрушить любой даже самый крепкий военный бюджет. А доллары они пока выпускать не научились.
Готовьте денежки, дорогие европейские налогоплательщики. К вам уже летит NGAD. Истребитель шестого поколения глазами проектировщиков фирмы Боинг. Сегодня построено пять лётных прототипов этого аппарата.
Вы можете подумать что я злобствую по поводу коммерческих успехов «пингвина»? Да вовсе нет. Американцы предприимчивые ребята. И теперь, когда практически вся боевая авиация Старого Света у них в кармане, они будут тянуть соки до последнего. И попробуй только, что называется, «плюнь против ветра». Тут же останешься без программного обеспечения и подключения к сетецентрическим системам управления боем и всем прочим. А без них Ф-35, самолёт, прямо скажем, заурядный. Но речь сейчас не о его лётных качествах, а о том, насколько несуверенной делает страну зависимость от чужого единого центра технологий. Технологическая кабала, она ведь ничем не хуже ресурсной. А в нынешний век виртуальных ценностей может даже поважнее.
Простой пример. В 2021 году специалисты большого британского журнала Spectacor посчитали, что 27 F-35 Lightning II, купленных для нужд датских ВВС, к 2027 году будут забирать едва ли не треть военного бюджета Королевства. Сейчас у Ф-35 обнаружили серьезнейшие проблемы с двигателями Pratt & Whitney F135, не оправдавшими надежд по части надежности и долговечности. В своё время эти изделия были предметом культа целого пласта любителей западной военной техники. А теперь выяснилось, что при заоблачной стоимости у него и ресурс оказался даже ниже китайского. Значит и датчанам придётся его, скорее всего менять в связи, с быстрой выработкой или в рамках общей программы. И вовсе не по заводской гарантии, а за живое бабло. И так до бесконечности.
Теперь вот и Германия сунула голову в эту петлю. Заведомо зная, что Ф-35 не отвечает никаким критериям защиты национальных интересов и полностью зависит от решений и воли его поставщика. Лишив свои авиапредприятия, испытывающие колоссальный кризис из-за дороговизны энергоресурсов мощного подряда и возможности самим отточить знаменитую немецкую изобретательность в области инжиниринга. Немцы и прежде сильно зависели в этой области от США, но какое-то время, казалось, что взяли курс на некую самостоятельность технологических решений. Теперь с этим покончено. И как это можно оценивать. Да только так, что очень скоро на вооружении серьезных стран НАТО будут только американские самолёты. Плохие ли, хорошие ли, не так важно. Только не европейские, сама маркетинговая система не позволит. Так что знаменитый немецкий военный авиапром, итак много потерявший после войны, похоже, может тихо ползти в сторону кладбища. Франция пока ещё держится за счёт азиатских заказов, но это вряд ли надолго.