Потеря российского транзита это благо для Латвии
Интересное утверждение и не менее интересное продолжение. Свои мысли о транзите и дальнейшем развитии Латвии высказал премьер-министр страны Кришьянис Кариньш в интервью журналисту Николаю Кабанову.
«На мой взгляд, наше государство задерживало в развитии 10–15 лет. Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет . Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет? Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым», — утверждает премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.
Положим говорить возили, уже не возите в том объеме что был раньше. Соответственно транзит шёл, а не идет. Нужно напомнить премьеру Латвии о сокращении сотрудников на местной железной дороге, о распродаже металлома, куда входят рельсы, вагоны и даже локомотивы. Железная дорога Латвии распродает всё это за ненадобностью.
А уж утверждение о том, что зарабатывают на транзите единицы это лукавство чистой воды. Сотрудники железной дороги и портовые работники не получали зарплату? С этих зарплат государство не получало налоги? Премьер все это серьёзно утверждает? Латвия с фирм, занятых в транзите, ничего не имела, совсем ничего?
«И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми, — продолжает Кариньш. — Я выскажусь как раз против вашего утверждения. Это мышление есть то, что нас долго задерживало, противоядием тому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита», — заявил премьер-министр Латвии.
Если транзитная отрасль приносила несколько процентов от ВВП страны минимум, то от этого стране плохо было. Про монопольное положение железной дороги Латвии премьер как-то странно считает, вроде как это государственное предприятие всю жизнь было.
Да и как можно в маленькой стране сделать железную дорогу не монопольной? Это называется во всем мире естественной монополией, ибо переделать это нельзя, банально негде прокладывать альтернативные пути. Да и не будет это никто делать, очень дорого и не окупится никогда в жизни без того самого транзита с Востока.
Реиндустриализация это очень хорошо, это просто прекрасно. Но ка же быть с сокращенными работниками железной дороги? Это тоже были рабочие места, зарплаты и налоги. Как с этим быть?
«Как нам стать богатой нацией, богатой страной? Как достичь желаемого уровня благосостояния, который ближе к странам Северной Европы ? Я верю, что мы сможем это сделать и добиться этого с помощью так называемой интеллектуальной реиндустриализации», — полагает Кариньш.
Интеллектуальная реиндустриализация это что и как? Развитие IT-технологий, создание дата-центров и так далее? Простите, а кто будет работать во всех этих фирмах? Неужели бывшие железнодорожники и докеры?
И ещё один момент. За 30 лет вливания денег в Латвию страна не смогла достигнуть нужного уровня благосостояния, стать богатой страной/нацией. Нация правда стремительно вымирает, но это детали.
Так что добиться создания новых высокотехнологичных предприятий не стоит ждать, даже если ЕС и выделит на это деньги, хотя ведь не даст. Старым странам ЕС не нужны конкуренты, совсем не нужны. Да и для создания любого высокотехнологичного производства необходимы ресурсы, которых у Латвии банально отсутствуют.
В Латвии нет людских ресурсов, нет энергоресурсов, полезных ископаемых и так далее. Создавать из ничего нечто не получится, сколько грантов ни давай.
P.S. Пожалуйста, не нужно рассказывать мне сказу про эстонский Скайп. Несколько эстонских программистов работали на международную команду и не более того. Это как назвать ОС Windows российской/индийской, в Силиконовой долине работают очень много программистов из России и Индии, но ОС считается американской.