Армения и Азербайджан начали договариваться без России

Армения и Азербайджан начали договариваться без России

Премьер Армении Пашинян и президент Азербайжана Алиев рядом — нестандартное зрелище. 6 октября в Праге стартовали переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Предусмотрены их двусторонняя встреча, а также общение с президентом Турции Эрдоганом и президентом Франции Макроном.

Глава армянского МИДа Арарат Мирзоян заявил, что Армения готова рассмотреть предложения Азербайджана, поскольку не видит в них ничего неприемлемого. Россия тем временем снова оказалась вне переговорного процесса…

После целого ряда встреч армянских и азербайджанских дипломатов, которые проходили под пристальным присмотром Запада, обе стороны конфликта, кажется, готовы перейти к конкретным решениям. Однако позиция Еревана в этом процессе выглядит по понятным причинам более слабой, чем позиция Баку.

Азербайджан, как известно, поддерживает амбициозная Турция. В этот раз Эрдоган готов прямо поддержать Алиева на переговорах дополнительными предложениями к Пашиняну, которые он озвучит лично на встрече с армянской стороной.

Очевидно, что в Праге Армению поддержит Франция в лице президента Эммануэля Макрона. Французская сторона, которая имеет с Арменией хорошо налаженные и, можно даже сказать, теплые отношения, выступает таким образом неким противовесом Анкаре. Ведь нужно хотя бы на публике показывать, что переговоры проходят «на равных».

Кроме Пашиняна, Алиева и Макрона на встрече будет присутствовать и председатель Совета Евросоюза Шарль Мишель, роль которого, видимо, будет исключительно формальной, так как никакого политического влияния на обе стороны конфликта он оказать не может.

Эрдоган из своих соображений сейчас идет на потепление отношений с Пашиняном. В июле лидеры стран даже поздравляли друг друга с православными и мусульманскими праздниками. Делить же посредничество с западными странами, даже с США, Турция не намерена, заявляя о необходимости проводить итоговые переговоры без третьих сторон.

Быть же реальным посредником, способным в более-менее равной степени обеспечить удовлетворение интересов обеих сторон, Анкара не сможет, так как она заинтересована в успехе Азербайджана. Наиболее эффективную посредническую роль в конфликте играла Россия, сумевшая в 2020 году остановить горячую фазу противостояния Баку и Еревана в Нагорном Карабахе.

Нельзя сказать, что и сейчас Россия окончательно утратила роль посредника между Арменией и Азербайджаном. По крайней мере, российских миротворцев из Нагорного Карабаха еще никто не выводил. К тому же Пашинян собирается после пражских переговоров направиться в Санкт-Петербург, где на полях неформального саммита СНГ обсудит результаты встречи в Праге с президентом России Владимиром Путиным. Но и это всё же постфактум…

Старший преподаватель МГИМО МИД России Алексей Зудин отметил, что переговоры в Праге в очередной раз свидетельствуют о попытке Запада вытеснить Россию из процесса урегулирования.

«Эти попытки реальные и серьезные. Они, безусловно, должны приниматься во внимание, когда наш МИД и высшее политическое руководство принимает свои решения. Но я бы не стал ставить знак равенства между фактом этих попыток и их успешностью. У России в активе есть достаточное количество рычагов для воздействия на ситуацию».

Эксперт отметил, что подобного рода ситуации достаточно продолжительны. «Они никогда не разрешаются раз и навсегда в какой-то конкретный период времени. Они направляются сильными процессами, и не все из них работают против России. Часть из них работает на Россию».

Зудин обратил внимание на факторы соседства и накопленного потенциала связи и с Арменией, и с Азербайджаном. «В отличие от западных стран, Россия жизненно заинтересована в стабилизации ситуации в непосредственной близости от своих границ и в том, чтобы эти страны развивались. Мы не можем обнаружить такую заинтересованность у стран Запада. Их заинтересованность в нестабильности, чтобы она побуждала постоянно искать союзников вовне. Чтобы она создавала возможности западным государствам для вмешательства. Коренные интересы России и Запада противоположны, и ответственное руководство Армении и Азербайджана понимают всю совокупность этих обстоятельств».

Заместитель директора Института востоковедения РАН Александр Скаков обратил внимание на существование сразу трех форматов армяно-азербайджанских переговоров. «Один — под эгидой США, один — под эгидой Евросоюза и один российский. Они должны не соперничать, а дополнять друг друга. Сейчас, по понятной причине, это не получается. В данном случае в ответ на активизацию американцев идет активизация европейцев, чтобы оттеснить Россию от решения вопросов, не только связанных с Нагорным Карабахом, но и в целом в отношениях между Арменией и Азербайджаном».

По словам собеседника, после Праги вряд ли последуют конкретные решения: «Не вижу оснований. Возможны продвижения. Азербайджан хочет получить уступку, чтобы про существование Нагорного Карабаха с проживающими там армянами все забыли. Второе — чтобы Азербайджан получил транспортный коридор по границе между Арменией и Ираном. В обмен на это он может перестать давить на Армению в вопросе делимитации и демаркации границы».

«Наличие нескольких форматов для Пашиняна лучше, чем наличие одного, — считает Скаков. — В одном формате его было бы легче принудить к уступкам, а так он может варьировать через переговорщиков. Это такая игра форматами».