В Выборге спущен на воду новейший пограничный сторожевой корабль «Пурга».

В Выборге спущен на воду новейший пограничный сторожевой корабль «Пурга».
wikipedia.org/Mil.ru/CC BY-SA 4.0

Актуальность ввода в строй вымпелов, способных действовать в Арктике, растет с каждым днем.

В Выборге спущен на воду новейший пограничный сторожевой корабль «Пурга». Актуальность ввода в строй таких вымпелов, способных действовать в Арктике, растет с каждым днем.

«Пургой» начинается новая эра

На Выборгском судостроительном заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) 7 октября состоялась церемония спуска на воду пограничного сторожевого корабля 1 ранга «Пурга» проекта 23550. В мероприятии приняли участие первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, руководители проектных и научных институтов, участвующих в проекте, представители заказчика, а также руководители компаний-поставщиков. Об этом сообщила пресс-служба ОСК.

«Любой спуск на воду военного корабля это историческое событие. Сегодняшний спуск – это начало новой эры пограничной охраны рубежей Российской Федерации. Мы спускаем на воду первый в истории крупнотоннажный корабль ледового класса, построенный именно для береговой охраны», – отметил Георгий Полтавченко. Председатель совета директоров ОСК так же отметил актуальность таких кораблей, как «Пурга», в текущей ситуации: «Как показал недавний акт международного терроризма на газопроводах Северного потока – Запад перешел границы разумного и всеми силами пытается лишить нашу страну стратегических преимуществ. Поэтому такие пограничные корабли, как «Пурга», будет очень нужны нашему флоту для защиты и сбережения российских границ».

Действительно, «Пурга» в ряду отечественных пограничных сторожевых кораблей – вымпел довольно неординарный, так что о проекте 23550 определенно стоит рассказать чуть поподробнее.

Зона национальных интересов

Начну издалека.

Арктика является самой настоящей национальной кладовой России. Ее богатейшие природные ресурсы, особое значение среди которых имеют углеводороды, формируют значительную долю национального дохода и общероссийского экспорта. Арктическая зона обеспечивает добычу более 80% горючего природного газа и 17% нефти (включая газовый конденсат) в нашей стране. Континентальный шельф России в Арктике содержит более 85 трлн. кубометров горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минеральносырьевой базы государства.

Кроме того, говоря об Арктике, нельзя не упомянуть о Северном морском пути — кратчайшем морском пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ СМП определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Развитие СМП является ключевым транзитным проектом, способным поменять всю глобальную картину транзита грузов.

Словом, неудивительно, что Арктика считается зоной национальных интересов России, то есть территорией, которую наша страна должна контролировать и защищать любыми доступными средствами. Одним из основных инструментов такого контроля и защиты являются Северный Флот, а также Береговая Охрана Пограничной Службы ФСБ РФ. В силу вполне понятных особенностей акватории Северного Ледовитого океана, и СФ, и БОХР ПС ФСБ России очень бы пригодились корабли ледового класса, причем – не просто ледоколы, а многофункциональные единицы, совмещающие в себе качества ледокола, буксира и патрульного корабля.

Ледоколы для Флота и ФСБ

Идея создания таких многофункциональных единиц витала в ВМФ России и наших профильных конструкторских бюро достаточно давно, но до реализации данной идеи на практике у государства «дошли руки» только в середине второго десятилетия XXI века. В недрах входящего в состав ОСК Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» в интересах ВМФ и БОХР ПС ФСБ был разработан проект многофункционального корабля ледового класса для Арктики. В официальных документах он именовался как «корабль проекта 23550» и представлял собой весьма солидную единицу, по размерам (наибольшая длина 114,5 метров, наибольшая ширина 19,5 метров) и водоизмещению (полное водоизмещение 8500 тонн) соизмеримую с современным ракетным эсминцем или легким крейсером времен Второй Мировой. При этом характеристики «23550-го» должны были обеспечить возможность эксплуатации корабля в любых зонах мореплавания от тропических до арктических. Присвоенный проекту 23550 ледовый класс Arc7 подразумевал, что его обладатель сможет преодолевать лед наибольшей толщиной до 1,7 метра. Иными словами, «добежать» до Северного полюса, как тот же российский атомный ледокол проекта 22220, рассчитанный на преодоление льда толщиной в 3 метра, «23550-й» мог вряд ли, а вот ходить по СМП и обеспечивать по нему проводку других кораблей и судов новое детище ЦМКБ «Алмаз» способно было вполне уверенно.

Полный ход у «23550-х» должен был быть не ниже 18 узлов.

Официально сообщалось, что корабли проекта 23550 предназначены для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, участия в спасательных операциях, а также перевозки специальных грузов.

Дополнительной «фишкой» проекта 23550 являлась возможность постройки на базе одного корпуса кораблей сразу и для ВМФ, и для БОХР ПС ФСБ, различающихся составом вооружения и расчетной дальностью хода.

В варианте многоцелевого патрульного корабля первого ранга (шифр «Арктика») «23550-й» должен был нести 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176МА, ПЗРК, 12,7-мм пулеметные установки 6П59 «Корд», вертолет типа Ка-27 и БПЛА, два скоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор» и/или десантный катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». Кроме того, опционально «Арктика» могла оснащаться контейнеризированным вариантом ракетного комплекса «Калибр-НК». Дальность хода «Арктики» составляла 10 тыс. миль.

Пограничный сторожевой корабль первого ранга (шифр «Ермак») проекта 23550 предполагалось оснастить 76,2-мм артустановкой АК-176МА, двумя 30-мм шестиствольными зенитными артустановками АК-306М, ПЗРК, 12,7-мм пулеметными установками 6П59 «Корд», вертолетом типа Ка-27 и БПЛА, а также десантным плашкоутом для доставки грузов на побережье. Дальность хода «Ермака» составляла 12 тыс. миль.

Примечательно, что «Ермаки», после своего ввода в строй, стали бы самыми крупными вымпелами БОХР ПС ФСБ.

И на «Арктике», и на «Ермаке» предполагалось реализовать концепцию единой электроэнергетической системы с системой электродвижения. Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага должна была обеспечить собственный ход «23550-му» во всех режимах эксплуатации.

Строить «военные ледоколы» планировалось на предприятиях ОСК: «Арктики» — на «Адмиралтейских верфях», а «Ермаки» — на Выборгском судостроительном заводе.

Корабли, которые очень нужны

Контракт на строительство серии из двух патрульных кораблей проекта 23550 был подписан Министерством обороны Российской Федерации с «Адмиралтейскими верфями» 25 апреля 2016 года. Строительство головного корабля, получившего название «Иван Папанин», началось весной 2017 года. Вторую «Арктику» под названием «Николай Зубарев» должны были заложить весной 2018-го. В экспертных кругах витало мнение, что оба корабля к 2021 году уже получится ввести в строй, но…

Но тут в дело вступили непростые реалии отечественного кораблестроения, с завидной периодичностью приводящие к сдвигу вправо сроков реализации проектов. «Арктики» превратились в долгострои. «Зубарева» удалось заложить лишь в ноябре 2019-го. Месяцем раньше «Адмиралтейские верфи» спустили на воду «Папанина». Сроки сдачи флоту этой пары «Арктик» оказались сдвинуты на 2023-й и 2024 годы. Что же до «Ермаков», то в начале 2020 года ФСБ России заключила контракт с Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ) на сумму около 18 млрд рублей на строительство головного пограничного сторожевого корабля ледового класса проекта 23550. Церемония закладки головного «Ермака», получившего название «Пурга», состоялась 25 июля 2020 года. Ранее Выборгский судостроительный завод постройкой военных единиц не занимался. Тем не менее со своей работой выборжцы справились не хуже персонала «Адмиралтейских верфей» — 7 октября 2022-го «пограничника» спустили на воду и приступили к продолжению его достройки. Годом ввода в строй «Пурги» пока значится 2025-й.

Ожидалось, что, как и «Арктик», «Ермаков» тоже будет заложено два, так что закладки «систершипа» «Пурги» ждали в 2021-м, затем в 2022-м, но по сей день она так и не состоялась. Что, конечно, печально.

Впрочем, есть еще пара нюансов, которая в истории с проектом 23550 вызывает серьезную озабоченность.

Во-первых, эта та самая опциональность ракетного комплекса «Калибр-НК» на «Арктиках». То есть место под установку пусковых установок в контейнерном исполнении на кораблях зарезервировано, а вот ведется ли создание этих самых пусковых установок? Похожая ситуация имела место в истории патрульных кораблей проекта 22160. Опционально они, согласно проектным выкладкам, должны были нести «Калибры», а на практике так до сих пор и остаются без ударного вооружения, что, мягко говоря, не лучшим образом сказывается на возможностях Черноморского флота. Если такая же история повторится на «Арктиках», это будет очень печально.

Во-вторых, реалии специальной военной операции показали то, насколько критична в современных боевых условиях для вымпелов нашего ВМФ нехватка средств ПВО. Проще говоря, для боевого корабля крайне желательно наличие полноценного ЗРК, ибо одна артиллерия даже с помощью пулеметов и ПЗРК с беспилотниками и ПКР противника может не справиться. На текущий момент ЗРК в состав комплекса вооружения кораблей проекта 23550 не входит, хотя солидное водоизмещение этих вымпелов, как мне кажется, его установить вполне позволяет.

В остальном остается констатировать, что корабли проекта 23550 нам очень нужны. Более того, с оглядкой на все более усложняющуюся международную обстановку, следует констатировать, что актуальность скорейшего ввода в строй «Папанина», «Зубарева» и «Пурги» с каждым днем только растет.


Андрей Союстов