Обычное разгильдяйство: подполковник ФСБ в отставке Филатов назвал огрехи в системе безопасности Крымского моста

Обычное разгильдяйство: подполковник ФСБ в отставке Филатов назвал огрехи в системе безопасности Крымского моста
prt scr youtube.com | Крымский Мост

На Крымском мосту в 06:15 по московскому времени произошел взрыв, повредивший его автомобильное и железнодорожное полотно. По предварительным данным, теракт был устроен при помощи грузовой машины, начиненной взрывчаткой. В результате ее детонации произошло возгорание семи топливных цистерн товарного поезда.

Ответственность за случившееся уже взяли на себя украинские спецслужбы. Корреспондент ФАН пообщался с президентом Союза офицеров группы «Альфа», подполковником ФСБ в отставке Алексеем Филатовым, которых назвал огрехи в системе безопасности одной из самых монументальных российских построек последних десятилетий.

Самый очевидный объект для диверсии

Алексей Алексеевич, прежде всего хотелось узнать, насколько серьезной должна была быть мощность взрывного устройства, чтобы нанести Крымскому мосту столь серьезные разрушения?

— Сейчас все говорят о том, что взрывчаткой был начинен грузовик, но я видел версию, что это могла быть и обычная «Газель». Она может взять на себя до полутонны веса! Так что, если до отказа забить ее подрывными элементами, она вполне может справиться с такой задачей, как подрыв моста.

Что же произошло с системой безопасности на объекте? Как она вообще организована?

— Мне довелось быть очевидцем того, как там все устроено: сам проезжал несколько недель назад по Крымскому мосту. Со стороны полуострова на блокпостах у въезда на него стояли сотрудники частных охранных предприятий, а не представители государства, вроде ДПС и Росгвардии, как, по идее, и должно быть. А вы сами понимаете, что подчиняться требованиям ЧОПовцев никто не обязан. На моих глазах водители несколько раз посылали их куда подальше и беспрепятственно въезжали на мост, не проходя пункт досмотра.

Впрочем, по моим наблюдениям, туда не так уж часто отправляют даже «законопослушные» транспортные средства. Я вот, например, трижды пересекал мост на микроавтобусе, и нас ни разу не заворачивали на досмотр. А ведь и такое транспортное средство может легко взять на себя до полутонны взрывчатки (способной разрушить почти любую конструкцию), внешне при этом не вызывая никаких подозрений!

Сложно понять, почему меры безопасности не были усилены с начала спецоперации. Ведь Крымский мост был едва ли не самым очевидным объектом для возможных диверсий, да и противник неоднократно угрожал его уничтожить!

Обычное разгильдяйство: подполковник ФСБ в отставке Филатов назвал огрехи в системе безопасности Крымского моста
wikimedia.org | Legioner2016/CC BY-SA 4.0Почему это был грузовик со взрывчаткой?

Да, но мы, как правило, слышали от Киева намерения ударить по мосту ракетой, а не взорвать на нем грузовик.

— Этот способ осуществить было проще всего. Ракетный удар или подрыв катеров со взрывчаткой у несущих конструкций моста — это очень технологически сложные и слишком заметные пути проведения диверсии. А вот въехать на мост, не зайдя при этом на пункт досмотра — проще пареной репы.

Мне непонятно, почему люди, отвечавши за безопасность Крымского моста, этого не понимали. Скорее всего, имело место обычное разгильдяйство!

Кто был исполнителем?

Грузовик взорвался прямо во время движения, а это значит, что водитель в это время был за рулем и гарантированно погиб. Он осознавал, что идет на смерть?

— Тут одно из двух: либо это был камикадзе или шахид, называйте как угодно, который поставил разрушение автомобильного и железнодорожного полотна моста выше собственной жизни, либо человек, управлявший этим транспортным средством, просто не знал, что внутри кузова, а взрывное устройство было подорвано на расстоянии.

Если бы машину все-таки отправили на пункт досмотра, была ли вероятность того, что взрывчатку могли бы не обнаружить?

— Если проверяющие наверняка не знают, что именно в этом грузовике заложено устройство, то да. Чтобы определить его наличие, требуются серьезные современные приборы для определения взрывчатых веществ, и не факт, что КПП Крымского моста были ими оборудованы. В том же «Камазе», который везет 20 тонн бетона, легко можно было спрятать хотя бы одну тонну тротила. Собаки, кстати, не всегда могут помочь: их реакция на взрывчатку далека от 100%.

Обычное разгильдяйство: подполковник ФСБ в отставке Филатов назвал огрехи в системе безопасности Крымского моста
Global Look Press | vk.com/crimeabadnewsЧто сделать, чтобы этого не произошло впредь?

Как же тогда следовало обустроить безопасность моста, чтобы подобного не случилось?

— В условиях более чем серьезной опасности Крымскому мосту — а я напомню, что угрозы уничтожить его раздаются уже несколько лет, став невероятно реальными в последние несколько месяцев — следовало ввести полный досмотр всех въезжающих на него транспортных средств с использованием всех тех современных приборов, о которых я говорил ранее.

Это вполне осуществимо, учитывая, что в этом году, например, поток машин, идущих по Крымскому мосту, был не таким уж большим. Надо отметить, что периодически на въезде образовывались пробки: видимо, какие никакие проверки все-таки проводились.

Почему же они не помогли?

— Подобные меры безопасности работают только тогда, когда они действуют постоянно. Злоумышленники, устроившие теракт на мосту, наверняка проводили разведку и несколько раз прокатились по нему «пустыми», чтобы понять, в какое время вероятность попасться наиболее мала. Видимо, именно рано утром досматривать машины уже никто не сподобился, и автомобиль, начиненный взрывчаткой, проскочил в это временное окно.

Где было добыто оружие?

Меня также волнует вопрос о том, где террористы смогли взять столько взрывчатых веществ. Неужели их так легко достать?

— Если бы в части оборота подобного рода «материалов» был достойный контроль, трагедии можно было бы избежать. Я уверен, что их не привозили с территории противника, более того, грузовик, вероятнее всего, был начинен «гражданской взрывчаткой», используемой в горнодобывающей промышленности. Но не исключено, что «начинка» взорванного автомобиля была добыта злоумышленниками с зоны боевых действий: там сейчас большой ход оружия и, в том числе, взрывчатых веществ.

Обычное разгильдяйство: подполковник ФСБ в отставке Филатов назвал огрехи в системе безопасности Крымского моста
Global Look Press | Kremlin PoolКто виноват?

Алексей Алексеевич, очевидно, что теракт нельзя было устроить без наличия в Крыму и Краснодарском крае, со стороны которого на мост въехал грузовик, спящих ячеек, работающих на украинскую разведку. Насколько их много, и какую работу ведет ФСБ, чтобы их уничтожить?

— Должен вас поправить: это никакие не «спящие» ячейки, а настоящие диверсионные группы. Но не стоит обманывать себя: они не носят камуфляжную форму и не обвешиваются гранатометами. Это люди, как правило, уже давно ассимилировавшиеся с местным населением, имеющие гражданскую работу, и в целом ничем не отличающиеся от остальных.

Сколько их? Боюсь, об этом знают только киевские заказчики подобных диверсий. И даже они могут не знать всей картины, поскольку такая информация проходит по линии разных министерств, которые не спешат делиться ею друг с другом, чтобы избежать утечек.

Как-то вычислить участников этих агентурных сетей крайне сложно. Они все славянской внешности, говорят на чистом русском языке и отличительных культурных особенностей у них тоже нет. Кроме того, давайте не будем забывать, что кое-кого из граждан России могли просто переманить на сторону врага — неприятие проводимой государством политики может стать отличным основанием для агентурной вербовки. Добавьте к этому материальную стимуляцию — и вот человек с российским паспортом, никогда не живший на Украине, становится верным пособником ее преступлений.

Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин заявил, что Киев подорвал Крымский мост, чтобы помешать переброске ВС РФ на Украину.


Игнат Старцев