Куда мы едем? Я не знаю: родители со слезами на глазах забрали детей из российского лагеря отдыха обратно в Харьковскую область
Детский лагерь «Медвежонок» в селе Кабардинке под Геленджиком в конце августе принял около 300 детей эвакуированных с согласия родителей из Изюма, Балаклеи, Купянска, и Волчанска Харьковской области. Здесь дети восстанавливались после пережитых ужасов войны.
В Краснодарском крае, который ранее взял шефство над освобождённой территорией Харьковской области, детей одели, обули, обеспечили всем необходимым. В детском лагере отряды с эвакуированными школьниками трансформировали в классы.
Почти 170 детей из Харьковской области, находящихся в эвакуации и размещённых в детском лагере в селе Кабардинка, обеспечили смартфонами для связи с родственниками.
«Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и председатель Совета министров Харьковской области Андрей Алексеенко сегодня приехали в Кабардинку, где отдыхают и теперь уже учатся в детском лагере „Медвежонок‟ ребята из разных городов и районов области. Как отметил губернатор Краснодарского края, он приехал пообщаться и постараться помочь каждому из школьников, которые прибыли на отдых в конце августа и во время осложнения обстановки остались без связи с родителями. Кондратьев и Алексеенко индивидуально пообщались с каждым ребёнком, узнав их жизненную ситуацию и конкретные пожелания — помочь установить связь с родителями, организовать их приезд к ребёнку, размещение или трудоустройство в Краснодарском крае. 168 харьковских детей получили в подарок смартфоны», — сообщали в Совете министров в конце сентября.
Многие родители переехали в Краснодарский край, семьи разместили в одном из санаториев Ейска. На данный момент здесь обустроились уже более 300 человек. Беженцам с Харьковщины оказывают помощь с оформлением российского гражданства и получением социальных выплат.
В то же время часть родителей, которые не смогли эвакуироваться из Харьковской области, решили забрать детей и вернуть их обратно домой. Некоторые самостоятельно пробирались в Россию окольными путями. Так, например, знакомая нашего редактора из Балаклеи, которая не смогла эвакуироваться из-за больной бабушки и мужа, который получил в конце августа осколочные ранение во дворе их дома, со знакомой через Белоруссию добрались в Краснодарский край. У женщины сердце рвётся на части: остаться в РФ она не может из-за мужа, который стал инвалидом и лежачей бабушки, но и без 15-летнего сына, не может.
«Как будет, так будет. Зато мы все вместе», — говорит жительница Балаклеи.
По информации военкора Александра Коца, 7 октября вечером и ночью проходила передача харьковских детей из лагеря «Медвежонок» в Кабардинке родителям, прибывшим с украинской стороны. 32 родителя, в основном из Изюма и Волчанска, приехали автобусом на деньги киевского режима забирать 37 своих детей.
«Тех самых детей, которых мы в конце августа собирали и вывозили под обстрелами из зон боёв. За одной группой я ездил сам в Казачью Лопань, вывозил на рассвете с самой ЛБС, так что знаю, о чём говорю. Очень хотелось спасти их, отогреть, дать глоток нормальной жизни, пока мы наладим всё у них дома. Пока собирали детей, двое из моей группы погибли под обстрелами. Остальные через пару недель на море стали уже совсем другими. Весёлыми и беззаботными, совсем как наши, не видевшие войны.
Поэтому вчера отдавали детей „на ту сторону‟ с болью. Пусть и родителям. Их, родителей, в лагерь приглашали группами. Чтобы проверить документы, оформить передачу детей, обязательный осмотр медиков в присутствии мам. И подписи — „претензий не имею, с результатами медосмотра согласна‟.
И знаешь, у каждой группы слёзы радости долгожданной встречи детей с мамами быстро сменялись тоской. Взросленькие дети многие откровенно не хотели, отказывались ехать „ТУДА‟. Даже с мамами. Те уговаривали, трясли своих чад, тянули за собой. И плакали.
Мы аккуратно предлагали помощь — оставайтесь, поможем обосноваться здесь, на Кубани. Большинство мам отвечали только тоскливыми взглядами. А дети просили остаться. И только некоторые тихо признавались: у нас там сестра и мама, или муж, или ещё кто. Они как заложники. Мы не можем остаться, понимаете?
Так и уводили наших деток в новых пуховиках и ботинках — всех одели только вчера к зиме. Бесплатно. Как до этого одевали на пляжный отдых, а потом на осень. Ведь большинство уезжали из дома практически без ничего. А вчера возвращались с новенькими смартфонами, которые каждому подарили для связи с родными. И с кучей радостных воспоминаний о счастливых неделях в лагере.
Не отдать детей родителям было нельзя. Все мы это понимали. Но в сердцах порой прорывались болезненные вопросы: куда же вы их везёте? И люди честно отвечали — мы и сами не знаем.
Дети спрашивали: „Мам, мы куда? Домой в Изюм?‟ Те горько усмехались. „Какой Изюм… дома нашего больше нет малыш‟. „А куда же мы?‟ „Я не знаю…‟», — описал военкор происходящее возвращение детей, обратно в оккупацию.
Напомним, в настоящее время, освобождённые ранее населённые пункты Харьковской области были оставлены российскими военными. Сейчас они находятся под контролем Киева. В городах и сёлах до сих репрессии, арест «коллаборантов» — местных жителей, которых нацистские украинские власти обвиняют даже в том, что они брали российскую гумпомощь.