Белоруссия может сыграть ключевую роль в победе над Украиной
Москва и Минск в рамках Союзного государства начали развертывание совместной группировки войск на западных границах. Об этом на совещании по вопросам безопасности заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он рассказал, что договорился с Владимиром Путиным о развертывании совместной региональной группировки войск «в связи с обострением на западных границах Союзного государства».
«Это все по нашим документам. Если уровень угрозы достигает нынешнего уровня, как сейчас, мы начинаем задействовать группировку Союзного государства. Основа (я всегда об этом говорил) этой группировки — армия, Вооруженные силы Республики Беларусь», — сказал он.
Лукашенко также отметил, что формирование группировки идет уже два дня и рассказал о приблизительной численности российских военных в республике.
«Еще не хватало второго конфликта. Вы знаете, что у них хватает проблем. Поэтому вы не рассчитывайте на большую численность Вооруженных сил Российской Федерации. Но это будет не одна тысяча человек», — заявил он, призвав граждан Белоруссии быть готовыми принять российских военнослужащих и разместить их «там, где нужно», в соответствии с планом. По его словам, это следует сделать «без перебора» и нагнетания обстановки.
Ранее Лукашенко обвинил Украину в намерении открыть фронт против Белоруссии. Он сообщил, что ВСУ планируют атаковать страну и пригрозил Киеву ответом
«Я уже говорил, что в Украине сегодня не просто обсуждается, а планируется нанесение ударов по территории Беларуси. Конечно, украинцам это абсолютно не нужно. Ну зачем им еще открывать второй фронт на наших южных границах, у них — на северных?» — порассуждал глава белорусского государства.
«Вчера уже по неофициальным каналам нас предупредили о нанесении удара по Беларуси с территории Украины. Как было заявлено: «Мы сделаем так, что это будет Крымский мост-2», — отметил он,
«Мой ответ был прост: «Доведите президенту Украины и другим умалишенным, что Крымский мост им покажется цветочками, если они прикоснутся своими грязными руками хоть к одному метру нашей территории», — подчеркнул Лукашенко.
Стоит отметить, что Киев, судя по всему, действительно к чему-то готовится. Накануне глава Государственного пограничного комитета Белоруссии Анатолий Лаппо заявил, что Украина взорвала практически все автомобильные и железнодорожные мосты и полностью заминировала дороги на границе с республикой.
— Киевский режим с самого начала военных действий воспринимает Белоруссию как сторону, вовлечённую в конфликт, — напоминает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Ведь Черниговско-Киевский фронт был открыт именно с белорусской территории. В этом плане в начале СВО Белоруссия была для нас важнее как плацдарм для наступления. В принципе, белорусская граница и сейчас держит ВСУ в напряжении — новый удар в черниговском направлении вполне возможен, он может оттянуть часть сил неприятеля. Но даже его угроза отвлекает часть украинской армии. Думается, в будущем, если война не закончится каким-нибудь «договорняком», это новое русское наступление с севера произойдёт обязательно.
«СП»: — Размещение российских войск реально обезопасит Белоруссию? По словам Лукашенко, это будет не одна тысяча человек. Хватит этого?
— Вряд ли сейчас Россия, учитывая ситуацию на фронтах, отправит туда большой контингент. Вот для будущего наступления — другое дело. Объединённая группировка Союзного Государства должна постоянно угрожать открытием нового Черниговского-Киевского фронта.
«СП»: — Насколько Белоруссия готова к потенциальному открытию «второго фронта»? И когда разумнее его открывать, если возникнет потребность?
— Экономика Белоруссии, в основном нетронутая ущербными либерально-рыночными реформами, к войне как раз готова отлично, её преимущественно государственный или государственно-корпоративный характер предусматривает быстрый переход на мобилизационные рельсы. Армия сама по себе небольшая — 65 тысяч человек, есть ещё 290 тысяч запаса, их без большой необходимости задействовать не будут.
Впрочем, учитывая недостаток численного состава нашей группировки СВО, возможны всякие варианты. Пока очевидно, что Белоруссия для нас важнее в качестве плацдарма, а также территории, с которой удобно атаковать «Искандерами» территорию северной и западной Украины. Для Лукашенко это, конечно, немалый риск — посылать армию в вооружённый конфликт, в котором у России не всё складывается гладко.
Но если Россия сильно попросит, выхода у него нет — поскольку без поддержки нашей страны власть Лукашенко будет в военно-политическом плане серьёзно ослаблена. Август 2020 года никто не забыл. Есть у белорусской армии и ещё одна задача — препятствовать потенциальному входу польской армии на территорию Западной Украины. Но сейчас это не так актуально, поскольку основные события разворачиваются на востоке, а польские кадровые военные давно уже на фронте — под видом «добровольцев» и представителей ЧВК.
— При этом Украина, судя по всему, очень опасается вступления Белоруссии в боевые действия: взорвали пограничные мосты, нагнали солдат. Для Украины вступление Белоруссии в боевые действия критично?
— Для Украины это будет плохим развитием событий, особенно если Лукашенко объявит частичную мобилизацию. Второй фронт им сейчас ни к чему. Если бы киевский режим сейчас напал на Белоруссию, это было бы большим подарком для России. Может, Кремль бы и рад был косвенно «побудить» Украину к этому. Но лучше было бы, если это произойдет, когда большая часть мобилизованных у нас в стране уже начнёт выполнять свои задачи, а фронт стабилизируется.
— Лукашенко просто понимает, что если Запад и НАТО снесут Путина, то следующим снесут и его, — убежден директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Поэтому он проявляет солидарность с Путиным. А кроме того, в связи с тем, что газопровод Ямал-Европа фактически приказал долго жить, у Лукашенко нет другого выхода, кроме как прижаться покрепче к РФ, поскольку России в следующем году возможно придется спасать белорусскую экономику.
— Лукашенко утверждает, что на Украине сегодня не просто обсуждается, а планируется нанесение ударов по территории Белоруссии. В каком случае Киев реально может напасть на Белоруссию? Если США прикажут?
— Совершенно не важно, что говорит Лукашенко. Важны его мотивы продемонстрировать Путину, что Беларусь с Россией.
— Может, тогда уже и базу дать открыть, самолеты разместить?
— А вот с этим торопиться Лукашенко не будет. Одно дело продемонстрировать готовность поддержать Россию, а другое дело — реально встать в строй. Если он перейдет от слов к делу, он может реально получить удар от НАТО через Украину.
— Каков вообще интерес Лукашенко участвовать или не участвовать в конфликте? Кому это больше надо: нам или ему?
— Никакого интереса участвовать в конфликте с Киевом у Лукашенко нет. Однако, повторю, в случае поражения России, Лукашенко будет следующим, кого Запад пригласит на казнь. Поэтому задача президента Беларуси —поддержать Россию, но по минимуму — ровно настолько, чтобы не попасть под раздачу.
— Лукашенко призвал белорусов быть готовыми принять российских военнослужащих и разместить их «там, где нужно», в соответствии с планом. А будут ли граждане Белоруссии этому рады?
— Граждан Беларуси никто не спросит. И потом не факт, что российские военнослужащие зачем-то поедут в Беларусь. Лукашенко и сам знает, что российским военным в РБ делать нечего. Но готовность поддержать Путина он всячески демонстрирует.