Второй фронт: Путин и Лукашенко сделали срочное заявление
Лидеры постсоветских государств, чтобы чаще встречаться, образовали ещё один союз — «Россия — Центральная Азия». Первый саммит нового объединения состоялся 14 октября в Астане после встречи в формате СНГ с теми же участниками. Однако парадная картинка не ретуширует проблемы и противоречия, которые усилились между странами-соседями после начала СВО на Украине.
В Астане некоторые лидеры, хотя и старались, не всегда могли скрыть раздражение друг другом. А антизападную риторику Москвы и Минска по-прежнему никто не поддержал. Заявления, сделанные президентами России и Белоруссии на полях официальных мероприятий, возможно приоткрывают дальнейшие планы в отношении Украины.
Утро в столице Казахстана (как и во всем мире) началось с новости о том, что Белоруссия, а не, как ожидалось, Россия, объявила режим КТО. Сообщение об этом сделал из Минска министр иностранных дел (позже Лукашенко уточнил — речь не о режиме контртеррористической операции, а о режиме повышенной террористической опасности). Тогда как Александр Лукашенко старательно делал вид, что полностью погружён в дела Содружества независимых государств, и «провокации отдельных сопредельных стран» и даже возможные захваты участков белорусских территорий его совершенно не беспокоят.
Хотя лидеры СНГ буквально неделю назад собирались на неформальный саммит, приуроченный ко дню рождения Владимира Путина, им снова было, о чем поговорить: заседание в узком составе продолжалось гораздо дольше запланированного.
В расчёте на откровенный разговор хозяин саммита — Казахстан — от трансляции встречи отказался. Однако некоторые пресс-службы все-таки выложили выступления своих лидеров в открытый доступ.
В частности, из стенограммы, опубликованной на сайте Кремля, выяснилось, что Владимира Путина отнюдь не порадовали попытки Армении и Азербайджана достичь примирения за спиной Москвы. Собственно, Алиеву и Пашиняну ВВП (по крайней мере публично) никаких претензий не предъявлял. Зато раскритиковал одного из европейских посредников, а именно Эмманюэля Макрона.
«Я с удивлением прочитал комментарий президента Франции по поводу встречи в Праге 6 октября. Считаю, что в этих заявления отсутствует понимание хода самого конфликта и отсутствие, судя по всему, информации о позиции сторон, поэтому они прозвучали некорректно, я бы даже сказал извращенно», — заявил Путин.
Президент сообщил участникам саммита информацию, которая последнее время вызывает у некоторых них сомнение: «Россия всегда искренне стремится к урегулированию любых конфликтов». Он пригласил Алиева и Пашиняна обсудить проблемы вокруг Нагорного Карабаха в более привычной для всех обстановке, то есть в России. «Можно встретиться в любое время, в любом месте: в Сочи, в Петербурге, в Москве», — с готовностью предложил он.
Что касается Макрона, то с ним у Владимира Путина ещё будет отдельный телефонный разговор. «Извращенными» ВВП, по всей видимости, посчитал слова французского лидера о том, что Россия «сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции». «То, что происходит (вокруг Нагорного Карабаха) — это дестабилизирующий манёвр России, которая пытается создать беспорядки на Кавказе, чтобы ослабить и разделить нас всех», — заявил в интервью телеканалу France 2 Макрон.
В свою очередь пресс-служба Александра Лукашенко отчиталась о выступлении белорусского лидера в своём телеграм-канале. Как и пару месяцев назад, батька снова критиковал коллег за отсутствие взаимной поддержки и упорное нежелание лезть в одну лодку, чтобы вместе сражаться с девятым валом санкций.
«Национальные позиции по-прежнему сдерживают эффективное совместное противодействие давлению Запада», — посетовал он. Лукашенко пытался убедить президентов, что настоящая гибридная война на самом деле развёрнута против всех стран СНГ. «Сегодня на острие атак оказались Россия и Беларусь, но думаю, что все здесь понимают, что истинные цели западных стратегов намного шире — расчленить евразийское пространство по секторам влияния и использовать наши страны в качестве сырьевых и промышленных придатков», — заявил батька.
Впрочем, дискуссия на заданную тему, если и была, то осталась за закрытыми дверями. Пресс-службы остальных глав государств выпустили максимально скупые сообщения, из которых следовало, что Никол Пашинян приветствует роль СНГ в деле нормализации отношений Армении и Азербайджана. Касым-Жомарт Токаев считает прошедший саммит очень продуктивным. А президент Киргизии Садыр Жапаров призывает уважать территориальную целостность друг друга.
Однако в СМИ все-таки попали кадры, свидетельствующие о том, в зале иногда «искрило». Когда Александр Лукашенко решил напомнить Токаеву, что тот забыл сообщить общественности суперважную новость о переименовании исполнительного секретаря СНГ в генерального, профессиональный дипломат не смог скрыть своего раздражения. «Александр Григорьевич, у вас теперь любимое занятие — критиковать председателя?» — с демонической улыбкой поинтересовался Токаев, прозрачно, намекая, что лимит претензий батька уже давно исчерпал.
Однако некоторым президентам пришлось провести ещё немного времени друг с другом, благодаря появлению нового формата «Россия — Центральная Азия», в который вошли Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Как пояснил Владимир Путин (а инициатива, очевидно, исходила от российской стороны, опасающейся потери своего влияния в регионе), активизация механизмов взаимодействия потребовалась из-за попыток недругов помешать развитию интеграции и нарушить тесное взаимодействие России с азиатскими странами в политике, экономике и гуманитарной сфере.
«Сейчас действительно весьма востребованы по-настоящему скоординированные шаги наших стран как по наращиванию стратегического партнерства, так и по повышению устойчивости наших экономик», — подчеркнул Путин. Самыми перспективными направлениями он назвал совместные проекты в импортозамещении, расширение маршрутов транспортировки нефти, разработку запасов Каспийского моря, строительство трубопроводов и создание новых транспортных коридоров.
Александра Лукашенко на саммите «Россия — Центральная Азия» почему-то не было. (Хотя накануне именно он заявил, что настало время Азии и его нельзя упустить.) Однако даром время батька тоже не терял.
Раздав несколько интервью, он, наконец, официально подтвердил, что в Белоруссии, действительно, введён режим — правда не КТО, а ПТО (повышенной террористической опасности). И сделано это в связи с обострением обстановки по периметру границ Союзного государства.
«Мы начали процедуры с развертыванием союзной группировки войск, основу которой составляет армия Белоруссии. И она уже дополняется частями Российской Федерации. Все по плану», — заявил батька.
Сказанное Лукашенко заставляет подозревать, что вероятным сценарием дальнейшего развития событий может стать открытие второго фронта и попытка повторного наступления на Киев. Владимир Путин на итоговой пресс-конференции в Астане упомянул, что «желание украинских властей вести переговоры пропало» после того, как российские войска отошли от Киевской области.
Возможно, с помощью нового наступления Зеленского хотят снова усадить за стол переговоров. Причём, на тех условиях и позициях, которые нужны Москве.
Источник
https://www.mk.ru
Источник