Российско-турецкий газовый «хаб» в Европу: проблемы и перспективы
Накануне, 13 октября, в рамках VI саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане состоялись весьма примечательные переговоры между президентами России Владимиром Путным и Турции Реджепом Эрдоганом.
«Мы осуществляем и транзит через Турцию в европейские страны. Турция оказалась самым надёжным маршрутом сегодня для поставок газа в Европу – благодаря Вашей позиции, господин Президент, Вашей твёрдой позиции по строительству этой газотранспортной системы, «Турецкого потока». Хотя и его, как Вы слышали, наверное, тоже пытались взорвать на территории Российской Федерации. Но, слава богу, этого не случилось, и он успешно работает… если есть заинтересованность Турции и наших возможных покупателей в других странах, могли бы рассмотреть возможность строительства ещё одной газопроводной системы и создания на территории Турции газового хаба для продаж в другие страны, в третьи страны, прежде всего, конечно, в европейские, если они в этом, разумеется, заинтересованы»,
– предложил, в частности, глава российского государства. В своём вступительном слове перед началом переговоров турецкий лидер упомянул об атомной электростанции «Аккую», первый блок которой должен открыться летом 2023 года, а также о необходимости «укрепить Стамбульское [июльское зерновое] соглашение и продолжить это соглашение опять-таки через Турцию, чтобы российские удобрения,… были поставлены в беднейшие страны мира».
Переговоры России и Турции по газовому хабу начнутся на следующей неделе, сообщает РИА Новости со ссылкой на дипломатический источник в Анкаре. Место их проведения определится в ближайшие дни. Уже на следующий день, 14 октября, турецкий лидер подтвердил, что договоренности с Путиным о создании в Турции газового «хаба» будут реализованы в кратчайшие сроки. В случае реализации проекта, Анкара получит возможность привлечения дополнительных финансовых средств накануне принципиальных для Эрдогана выборов 2023 года. В комментариях проправительственных СМИ особое внимание акцентируется на необходимость определения экспортных цен на газ именно хозяевами будущего «хаба», турками, а не кем-либо ещё. Со своей стороны, Москва получит возможность экспорта газа через Турцию, что отчасти компенсирует исчезнувшие объемы поставок в Европу по «Северному потоку – 1» до завершения процесса переналадки альтернативных экспортных маршрутов.
Комментируя переговоры в Астане, и, в частности, их «газовую» составляющую, некоторые западные издания недвусмысленно связывают новаторские, до некоторой степени, предложения российского президента с нарастающим давлением в пользу мирных переговоров по Украине.
Путин выдвинул идею экспорта большего количества газа по газопроводу «Турецкий поток», проходящему по дну Чёрного моря: это второе маловероятное энергетическое предложение, выдвинутое российским лидером за последние несколько дней, когда европейские лидеры назвали сокращение Россией поставок природного газа политической попыткой разделить их по поводу их поддержки Киева, пишет Fox News. Россия готова разделить управление своими обширными газовыми ресурсами с Турцией, перенаправив поставки из взорванного в прошлом месяце балтийского газопровода Nord Srteam через новый «хаб» в Турции, предоставляя ей возможность влиять на цену на газ, констатирует британское издание INews. Встреча Путина и Эрдогана была организована в том числе для обсуждения «перспектив мирных переговоров с Украиной, – утверждает автор материала Russia offers Turkey a stake in gas empire as pressure builds for peace talks. – Турция, имеющая тесные связи как с Россией, так и с Украиной, играла посредническую роль на протяжении всего конфликта и добилась одного из немногих дипломатических прорывов, содействуя заключению соглашения об экспорте зерна из Украины в июле. Это помогло ослабить давление на поставки продовольствия в некоторых частях развивающегося мира, несмотря на недовольство России по поводу его реализации». В то же время как сообщают российские государственные СМИ, «украинское урегулирование» на встрече в Астане не обсуждалось.
11 сентября министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу призвал к прекращению огня «как можно скорее». Российские лидеры сигнализировали о большей готовности начать мирные переговоры в последние недели, хотя и на абсолютно неприемлемых для Киева условиях. «Мы призываем киевский режим немедленно прекратить боевые действия… и вернуться за стол переговоров», – цитирует INews одно из сентябрьских заявлений В. Путина. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о теоретической открытости к переговорам: «Если будет предложение, то мы его рассмотрим». В то же время, никаких переговоров с Байденом не просматривается.
«Я считаю, что в какой-то момент в интересах Украины и России будет вернуться за стол переговоров и начать переговоры», – заявил президент Франции Эммануэль Макрон в телеинтервью в 12 октября, но добавил, что «решение остается за Украиной».
Директор Евразийской программы Института Куинси Анатолий Ливен предлагает провести неформальные переговоры, направленные на достижение промежуточных соглашений: «Если вы посмотрите на мир – Кашмир, Кипр, Курдистан – был ряд случаев, когда без формального мирного урегулирования (они) вводили перемирия и соглашения, которые поддерживали базовый мир в течение длительного времени. Я не говорю об официальных переговорах о мире. Я имею в виду неофициальные заверения обеих сторон в отношении ограничений, которые они будут соблюдать в своих действиях».
Несмотря на поворот в сторону Турции, Путин также открыл двери для потенциального сближения с Европой, предположив, что поставки газа могут быть восстановлены и даже увеличены зимой: «Россия может поставлять в Европу в осенне-зимний период дополнительные объемы газа. Но мяч на стороне ЕС», – продолжаетINews. Отремонтировать нитки «Северных потоков» возможно, но это будет иметь смысл только в случае дальнейшей эксплуатации и обеспечения безопасности, заявил накануне российский президент в рамках пленарного заседания «Российской энергетической недели». При этом, похоже, «Турецкий поток» при определённых обстоятельствах вполне может постигнуть судьба его северного «собрата»: во всяком случае, как заявил Дмитрий Песков, при попытке совершения теракта на черноморском газопроводе были захвачены диверсанты, несколько человек арестованы.
Отдельные отрывочные сообщения о подозрительных находках в районе пролегания подводной магистрали появлялись и ранее, так что можно смело прогнозировать, что бывшие партнёры с богатым опытом подводных и иных диверсий не остановятся. Однако проект по переброске высвободившихся на Балтике объемов может столкнуться и с трудностями объективного свойства. «Технически это возможно, но требует детальной оценки. В таких международных проектах необходимо провести техническую, коммерческую и юридическую оценку и технико-экономическое обоснование», – заявил, выступая на «Российской энергетической неделе», министр энергетики Турции Фатих Дёнмез. Напомним, трубы «Турецкого потока», а затем и «Северного потока – 2» прокладывала сбежавшая из России, убоявшись санкций, швейцарская компания Allseas, и в этой связи неизбежно актуализируется вопрос импортозамещения весьма широкого спектра оборудования и технологий. Природно-геологические условия Чёрного моря – сложнее Балтийского, что предполагает и более серьёзные затраты. Что же касается принимающей стороны, то там также нужно будет решать множественные проблемы, причём отнюдь не только логистического свойства.
Радикальное сокращение российских газовых поставок в Европу с переориентацией «Старого Света» на американские, собственные и отчасти на «альтернативные» источники (Алжир, Азербайджан и т.д.) – долгосрочная тенденция, способная со временем сделать идею российско-турецкого газового «хаба», мягко говоря, не полностью востребованной. «Российское предложение экспортировать свой газ через транзит будет иметь смысл только в том случае, если европейские страны захотят покупать этот газ. Таким образом, он будет играть роль только в том случае, если этого захотят его партнёры», – резонно замечает турецкий посол в Париже. Между тем, Франция отвергла предложение президента России построить новый газовый узел в Турции для снабжения Европы: «Нет смысла создавать новую инфраструктуру, позволяющую импортировать больше российского газа», передаёт France Press.
В Брюсселе и не думают сворачивать активную критику Анкары по «русскому вопросу», пеняя ей за создаваемый «риск подрыва ограничительных мер против России» и доверия к Таможенному Союзу Турции и ЕС. Не следует исключать и вариант неблагоприятной для российско-турецких отношений смены внутриполитических декораций в самой Турции. В эти дни лидер основной оппозиционной Народно-Республиканской Партии Кемаль Кылычрароглу под видом «научной» поездки проходит основательные смотрины за океаном. Конечно, его шансы против действующего президента не очень велики, однако даже частичный успех на предстоящих выборах прозападной оппозиции Эрдогану в лучшем случае отодвинет идею реализации газового «хаба» не неопределённую перспективу.
Дмитрий Нефёдов