Варшава может влезть в опасную авантюру

Варшава может влезть в опасную авантюру

На днях польское издание Dziennik Polityczny разместило сообщение, что Варшава рассматривает возможность создания «Украинского автономного округа» из-за «украинских беженцев, с которыми полякам придётся научиться жить бок о бок». В польском обществе данное сообщение вызвало немалую тревогу, поскольку кое-кто вообразил, что речь идет о выделении «под беженцев» некой территории в Польше, где сейчас живут поляки.

Дело в том, что на востоке Польши практически не осталось мест компактного проживания украинцев, поскольку вся послевоенная национальная политика Варшавы была направлена на ликвидацию таких мест. Часть украинцев из Закерзонья, Лемковщины и Холмщины была депортирована в СССР, другая часть – на отторгнутые немецкие земли на западе ПНР в рамках операции «Висла», причем были приняты все меры по их ополячиванию.

В контексте этого предположения некоторых польских националистов о «зраде» варшавских властей, конечно, необоснованны. Просто издание не совсем точно сформулировало мысль – речь идет о создании некоего анклава для беженцев с Восточной и Центральной Украины не в Польше, а в Галиции, но под польским патронатом. Чтобы не пускать «хлопов» и «пся крев» на «священную польскую землю» (где их и так сейчас много), поляки займутся их размещением и обеспечением на территории бывших «восточных кресов».

В этом, собственно, нет ничего удивительного: польское присутствие на Украине, особенно в ее западной части, более чем значительно. Это как административно-«гуманитарное» (всевозможные НКО, госорганизации, фирмы, представительства), так и военное (ЧВК и ЧОК).

Так, например, большая часть наемнического контингента на Украине – это именно поляки, в своем большинстве – действующие военнослужащие Войска Польского. На Волыни и в Галиции уже размещены контингенты под видом учебных центров для подготовки боевиков ВСУ. Однако численность их персонала значительно превышает необходимую для организации и проведения учебного процесса.

Теперь есть основания полагать, что польский «аншлюс» Украины (или ее западной части) может интенсифицироваться. Об этом, в частности, говорит обращение Зеленского на экстренном саммите «большой семерки», в котором он слезно просил разместить воинский контингент западных «миротворцев» на границе Белоруссии из-за «угрозы агрессии со стороны Лукашенко». Отметим, что в последнее время украинские нацисты особенно интенсифицировали провокации против РБ, которые продолжаются на всем протяжении СВО.

Зачем? Для того ли, чтобы втянуть в войну НАТО? Но практически все страны Альянса, да и «Большой семерки» отнеслись прохладно к инициативе Киева. Да едва ли Зеленский рассчитывал на что-то другое. О том что организация не будет воевать за Украину, неоднократно заявляли и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Лондоне. И призыв клоуна был обращен к Варшаве, которая сразу же заявила о готовности к тому, что ее военные станут основой «миротворческого» контингента.

Единственно что нужно полякам от Брюсселя, это даже не воинские силы других стран, а мандат НАТО на такую операцию. Однако Альянс, по крайней мере, сейчас, на это не готов, давая понять полякам, что они могут попробовать, но без гарантий, которые дает пятый пункт устава организации.

Конечно, совсем без поддержки (как и Украину) их не оставят, но все же действовать на свой страх и риск – это не совсем то же самое, что от имени сильнейшего в мире альянса. Но стремление Варшавы всё же заполучить «восточные кресы» очень сильно, а предложение Зеленского начать интервенцию и оккупацию в статусе «миротворцев» невероятно заманчиво.

Ведь одной из главных тревог для Варшавы, кроме опасения возможного ответа России, является вполне обоснованная тревога по поводу взаимоотношений с «аборигенами», которые имеют скверный исторический анамнез. А тут появляется возможность зайти на Украину под личиной «защитников» от «российско-белорусской агрессии», и ее упускать категорически не хочется.

Кроме того, в Варшаве понимают, что окно возможностей для захвата Западной Украине закрывается в силу целого ряда причин, одна из которых – развернутая в Белоруссии союзная войсковая группировка, готовая дать отпор захватчикам исторических русских земель. И осознание, что время безвозвратно уходит, может подтолкнуть Варшаву к рискованной авантюре.