Белорусский «летающий гранатомет» мог бы здорово помочь «Гераням»
О доминирующей роли беспилотных летательных аппаратов в целом, и барражирующих боеприпасов в частности, сказано так много, что любые рассуждения по этому вопросу неминуемо станут повторением ранее высказанных мыслей. Поэтому мы абстрагируемся от их боевого потенциала, наглядно продемонстрированного в ходе специальной военной операции (особенно в течение последних пары недель), и обратим свой взор на профильную отрасль Военно-промышленного комплекса союзной Беларуси.
Буквально несколькими днями ранее, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, встречаясь с главой Национальной академии наук, обозначил разработку и производство БПЛА в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития отечественной «оборонки». Особо отметив его актуальность на фоне спецоперации «Z». Не заглядывая в далекое будущее, остановимся на изделиях, которые уже сегодня могут быть предметом тесного военно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства.
Два из них, изготовленные ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (г. Барановичи), были весьма успешно представлены на X Международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2021 в Минске. Речь идет о тактических беспилотных ударных комплексах малого радиуса действия УБАК-25 «Чекан», являющимся, по сути, дроном-камикадзе, и УБАК-70 «Ловчий», способном выполнять не только ударные, но и разведывательные функции.
В силу понятных причин проверенной информации, касающейся их боевого потенциала, немного, но даже общедоступных сведений достаточно для того, чтобы убедиться в перспективности новых белорусских разработок. В состав ударного беспилотного летательного комплекса «Чекан», предназначенного для обнаружения и поражения живой силы противника, а также его легкобронированной техники, включены: наземный пункт управления, пусковое устройство и два барражирующих боеприпаса кумулятивного или осколочно-фугасного действия. Радиус действия — до 25 км, в режиме ручного наведения на цель — 10. Взлетная масса — 12 кг.
Более мощный, а значит и более тяжелый, УБАК «Ловчий» способен нести, как неуправляемые, так и управляемые авиационные боеприпасы, в качестве которых рассматриваются корректируемые авиабомбы и легкие ракеты класса «воздух-поверхность». Он работает на удалении до 70 км на высотах 500−3000 метров и может нести на внешней подвеске до 20 кг вооружений.
«Квадро-1600» и «Барражирующая труба»
В ходе научно-практической конференции на базе 927 Центра подготовки и применения БПЛА (конец мая — начало июня 2018 года) состоялась презентация разработок, скажем так, не совсем укладывающихся в русло производственной деятельности предприятия — ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» (г. Витебск). Речь идет о боевых мультикоптерах, оснащенных реактивными противотанковыми гранатометами РПГ-26. Их ключевая задача заключается в уничтожении бронированной техники противника.
Одно из изделий назвали «Квадро-1600», а второе, больше похожим на прозвище, но предельно выразительным именем — «Барражирующая труба». Такое название максимально точно передает особенности конструкции квадрокоптера, в основе которой лежит гранатомет РПГ-26. Взлетная масса дрона не превышает 10 килограммов, что позволяет ему развивать скорость 45 км/ч и оставаться в воздухе на протяжении 25 минут, пролетая за это время порядка двух километров.
В качестве дополнительных опций предусмотрено оснащение «Барражирующей трубы» следящей направленной антенной или тепловизором.
Ее «старший брат» — беспилотный летающий гранатомет «Квадро-1600» имеет увеличенные габаритные размеры и два одноразовых противотанковых гранатомета РПГ-26. Причем этот дрон способен решать не только боевые, но и разведывательные задачи. Его взлетная масса составляет 45 килограммов, а максимальная дальность полета превышает пять километров. «Квадро-1600» способен развивать скорость до 40 км/ч и находиться в воздухе не менее 25 минут. По информации, размещенной в открытых источниках, на боевом ударном дроне может устанавливаться гиростабилизированная оптоэлектронная станция, следящая направленная антенна или тепловизор. Камеры инфракрасного типа, использованные в конструкции БЛА, успешно функционируют вне зависимости от климатических условий. Диапазон их рабочих температур варьируется в пределах −20…−400C. В зависимости от варианта оснащения «Квадро-1600» способен передавать полученные видеоданные на значительные расстояния (порядка 6000 метров).
Представители ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» развеяли сомнения потенциальных заказчиков, опасающихся срывов квадрокоптера в неконтролируемый полет в результате отдачи от выстрела, представив доказательства того, что подобный негативный эффект невозможен вследствие элементарных физических закономерностей.
Большинство специалистов единодушны во мнении о высоком показателе соотношения «эффективность — стоимость» одинаково справедливом для обоих представленных «КБ «Дисплей» квадрокоптеров.
Немного о семействе «Бусел»
Семейство беспилотных летательных аппаратов с родным для каждого белоруса названием «Бусел» («Аист») способно с высокой степенью эффективности осуществлять видеомониторинг объекта или участка местности, сопровождать подвижные объекты и передавать полученную видеоинформацию на приемник наземного пункта управления, работая в близком к реальному времени масштабе.
В перечень функциональных возможностей БАК класса «мини», а именно к этому классу следует отнести семейство «Бусел», дальность применения которых ограничена 30−70 километрами, входит:
Осуществление посредством оптических систем, смонтированных на гиростабилизированной платформе, всех видов съемки: видео, фото, мультиспектральной и инфракрасной вне зависимости от времени суток.
Контроль режимных территорий и инфраструктурных объектов.
Контроль режима государственной границы и приграничной полосы.
Мониторинг автотранспортных и железнодорожных магистралей и интенсивности движения по ним.
В состав беспилотного авиационного комплекса включены:
беспилотный летательный аппарат (не более пяти единиц);
мобильный (переносной) наземный пункт управления;
комплект целевой нагрузки (стандартный), состоящий из гиростабилизированных фото-, видео-, инфракрасной и мультиспектральной камер.
В зависимости от пожеланий заказчика беспилотный авиационный комплекс может быть укомплектован аппаратно-программным комплексом «Шлюз», что позволяет транслировать в режиме реального времени информацию, получаемую от БЛА, выполняющего мониторинг местности (территории объекта). Передача информации осуществляется посредством VPN-канала интернет-сети или по наземным линиям связи общего пользования.
Русского «Аллигатора» заменит белорусский Hunter
Несмотря на совсем не белорусское название, это изделие — плод усилий специалистов минской частной компании «КБ «Беспилотные вертолеты». В задачу 750-килограммового беспилотного монстра, способного нести порядка двухсот килограммов вооружения, входит поиск, обнаружение и уничтожение живой силы, и бронированной техники противника, а также малоскоростных воздушных и труднодоступных наземных целей. Особенно эффективен Hunter при ведении боевых действий в условиях городской застройки, где применение пилотируемых ударных вертолетов связано с высоким риском их поражения средствами ПВО и ПЗРК.
Достаточно необычен и сам принцип создания этого беспилотника. Аппарат разрабатывался после определения комплекса бортового и носимого вооружения, хотя обычно бывает наоборот. Hunter самостоятельно находит цели, управляет огнем, взаимодействует с «коллегами». При этом, он, как и любой вертолет может укрываться за зданиями, зависать в воздухе, использовать для защиты складки местности, «сидеть в засаде», неожиданно появляться, наносить удар и снова скрываться. Белорусский беспилотный вертолет под завязку напичкан электроникой. Кстати, управление частью его систем осуществляется посредством нейросети. В состав вооружения «Хантера» включены: 16 противотанковых бомб, 8 неуправляемых ракет и 7,62-миллиметровый ПКТ с боекомплектом в 550 патронов. Продолжительность его нахождения в воздухе составляет около девяти часов.
В качестве резюме. Простота конструкции, небольшие затраты на производство и неплохой уровень боевой эффективности — это тот комплекс объективных преимуществ белорусских БПЛА, благодаря которым они способны минимизировать дефицит ударных и ударно-разведывательных беспилотников малого радиуса действия, существующий сегодня в войсках, решающих задачи спецоперации «Z».