ООН: прозападная «шарашка» или внешнеполитический инструмент?
У бывших колоний Запада достаточно долгий счёт к метрополиям
Недавно администрация Байдена устроила очередной спектакль, организовав принятие 12 августа резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с непризнанием итогов референдумов в Донецкой, Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях. Итоги голосования могут быть использованы коллективным Западом для дальнейших попыток выдавливания России из международных организаций, в том числе – через лишение её права вето в Совете Безопасности ООН. Иной вариант – упразднение самого права вето как инструмента «устаревшего» международного права, на смену которому пытаются продвинуть пресловутый «порядок, основанный на правилах».
«…Превращаясь в орудие агрессивной войны, ООН… перестаёт быть всемирной организацией равноправных наций. По сути дела ООН является теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам. Не только Соединенные Штаты Америки и Канада стремятся к развязыванию новой войны, но на этом пути стоят также и двадцать латиноамериканских стран, помещики и купцы которых жаждут новой войны где-нибудь в Европе или Азии, чтобы продавать воюющим странам товары по сверхвысоким ценам и нажить на этом кровавом деле миллионы. Ни для кого не составляет тайну тот факт, что представителей двадцати латиноамериканских стран представляют теперь наиболее сплочённую и послушную армию Соединенных Штатов Америки в ООН»,
– именно так охарактеризовал именно так охарактеризовал ООН 1951 года Иосиф Сталин, что полностью повторяется после распада СССР и особенно — с воссоединения Крыма с Россией. А сегодня – и подавно. В целом же, после 1991 года, и особенно к сегодняшнему дню, от былого флёра авторитета ведущей международной организации не осталось и следа. Лишь один, но весьма характерный пример – недавние откровения спецпредставителя ООН по вопросам сексуального насилия некоей Прамилы Паттен, озвучившей абсурдный фейк о массовых изнасилованиях на территории бывшей Украинской ССР с употреблением российскими военнослужащими виагры. Особо не заморачиваясь, западные пропагандисты вытащили на свет дезинформацию агентства Reuters 2011 года, обвинившего «режим Каддафи» точно в том же самом.
При этом ни в «старые добрые» времена, ни тем более сейчас эта организация не была особо замечена в эффективном решении застарелых этнополитических конфликтов и территориальных споров. Один из множества примеров – Западная Сахара, большая часть которой оккупирована Королевством Марокко, однако имеются и другие. Вот уже более двух лет не прекращается кровопролитная гражданская война в Эфиопии, сопровождающаяся десятками тысяч жертв, при полном «молчании» ООН.
Расскажем и о менее известных сюжетах. Например, Бразилия традиционно претендует на расположенный в Южной Атлантике архипелаг Тристан-да-Кунья в 100 кв. км, захваченный Великобританией еще в 1816 году, незадолго до провозглашения Португалией независимости Бразилии (1821 г.). Обладание над стратегически важным архипелагом, входившим в состав португальской Бразилии, позволяет контролировать практически всю Южную Атлантику. В настоящее время здесь господствуют наследники Британской империи, контролируя в этой акватории также острова Святой Елены, Вознесения и Фолклендские. Но именно острова Тристан-да-Кунья расположены в самом центре Южной Атлантики.
Формально поддерживая требование Бразилии вернуть острова, в Лиссабоне в силу политических и экономических причин предпочитают не обострять отношения с Лондоном. ООН и её структуры – как говорится, «не при делах».
Как мы упоминали выше, немало противоречий существует и в Африке, отчасти обусловленных многовековым колониальным наследием. Так, Франция издавна сохраняет в своей бывшей колонии Габон военные базы. Речь идёт о столице страны Либревиле и о южном Порт-Жантиле, вблизи которого французские и отчасти другие компании качают нефть (в т.ч. на континентальном шельфе). Де-факто объект экстерриториальный, против чего власти Габона периодически возражают. Ещё в 1967 г., опираясь именно на эту базу, французские войска «укрепили» у власти в стране марионеточный режим А.Б. Бонго.
Отголоском ситуации с французскими базами, особенно в Порт-Жантиле, является вступление с 1 июля Габона в «британское» Содружество наций, что весомо ослабляет доминирующие позиции Парижа в Экваториальной Африке. Следует обратить внимание и на недавний отказ председательствующего в Совбезе ООН Габона пустить на посвящённое Украине его очередное «гуманитарное» заседание представителей Литвы и Румынии «по настоянию России».
…Перенесёмся в Южную Азию. В 1961 г. в результате индийской военной операции, поддержанной СССР, капитулировали войска Португалии в эксклавах Гоа, Даман, Диу, Дадра и Хавели-Нагар на западе Индостана. Вхождение этих районов в состав Индии в Лиссабоне признали только в 1974 году. Ранее, в 1948-54 гг. войска ставшей независимой Индии взяли под контроль эксклавы Франции на юге, востоке и юго-востоке Индостана: Чандернагор (вблизи Калькутты), Пондишери, Карикал, Маэ и Янаон, что также было поддержано Москвой. В Париже официально признали суверенитет Индии в указанных районах отнюдь не сразу, в середине 1960-х годов (1).
В 1975 году, по мере очередного обострения пограничных споров с КНР и активизации прокитайских групп в сопредельном с Индией, КНР, Непалом и Бутаном независимом гималайском княжестве Сикким из Дели организовали там референдум об упразднении там княжества и присоединении к Индии. Почти одновременно в Сикким вошли индийские войска, а референдум в 86% голосов высказался за упразднение сиккимского княжества с последующим переходом в состав Индии. Неслучайно СССР первым признал суверенитет Индии в Сиккиме и воспрепятствовал в ООН пакистано-китайско-американской резолюции, требовавшей восстановить сиккимскую государственность. Напомним, и Китай, и Индия, и Пакистан, наряду с Россией, входят в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, в фокусе внимания которой находятся и проблемы безопасности.
Наконец, Латинская Америка. Ещё в 1880-х годах США и Великобритания, спровоцировав агрессию со стороны Чили, «отсоединили» от Боливии около 15 тыс. кв. км района Икике на побережье Тихого океана. Помимо стратегического положения, его недра таят запасы селитры, урана, ртути, полиметаллов и редкоземельных металлов. И поныне боливийские власти не признают этот регион чилийским, хотя и пользуются с середины 1960-х годов свободным транзитом через бывшие боливийские порты. В период правления в Чили С. Альенде (1969-73 гг.) велись переговоры по совместному управлению спорным районом, который планировалось ввести в 1974 году. Однако сразу после пиночетовского путча и убийства Альенде (11 сентября 1973 г.) новый чилийский режим отказался от такого проекта.
Ранее, в 1932-35 гг., у Боливии, по результатам войны с Парагваем, отобрали ещё почти треть её территории, а именно – юго-восточный регион Чако-Бореаль. В канун Второй мировой войны и затем в 1950-х годах здесь были разведаны крупные запасы урана, горючих сланцев, нефти и нефтяного газа. Большинство здешних урано-, сланце- и нефтегазоносных участков в 1940-х – 60-х были сданы парагвайским диктатором (1954-88 гг.) А. Стресснером в бессрочную аренду британским и американским компаниям, однако пока ведётся только добыча урана, вблизи с установленной в 1936 г. новой границы с Боливией. Де-факто признав её в 2009 году, Ла-Пас де-юре воздерживается от этого шага (2).
Как свидетельствуют февральские договорённости, «энергетическое сотрудничество России и Боливии имеет существенные перспективы в части развития атомной энергетики и научно-технического потенциала… в данный момент продолжается сооружение в Боливии Центра ядерных исследований и технологий», пишет ПРАЙМ-ТАСС. Имеются и иные примеры. Так, военно-техническое сотрудничество России с Ираном, текущий уровень которого едва ли можно было представить ещё несколькими месяцами ранее, позволило существенно изменить ситуацию на бывшей Украине. Как представляется, некоторые аналогии уместны здесь и с дипломатическим «фронтом». Сегодня «страны третьего мира» внимательно наблюдают за разворачивающимся противостоянием Запада и России. Будучи не в состоянии противостоять тотальному диктату со стороны «коллективного Запада», они естественным образом заинтересованы в появлении альтернативного центра (или нескольких центров) силы, которые, в случае грамотной работы, уже в ближайшее время могли бы заявить о себе и на площадках международных организаций.
Алексей Чичкин
Примечания
(1) небезынтересно, что в Пондишери поныне сохраняется объявленная ещё французской администрацией улица Сталина.
(2) партизанский отряд Э. Че Гевары в (1966-67 гг.) планировал воссоединить Чако-Бореаль с Боливией, либо провозгласить регионе «социалистическую республику Чако-Боливия».