Топили флот, а утонула сделка
После утренней атаки кораблей Черноморского флота в бухте Севастополя британскими морскими беспилотниками под управлением украинских операторов и координацией с американского самолёта-разведчика, Россия приняла решение о приостановке своего участия в «зерновой сделке».
В 2021 году основными экспортными товарами Украины были металлы и руда (13,9 млрд долларов), а также зерновые и масличные (12 млрд долларов). В этом году основные деньги стали приносить экспорт электроэнергии и – после заключения «зерновой сделки» в июле – продажа зерна. После удара по электроэнергетике – ответа на теракт на Крымском мосту – прекратился экспорт электроэнергии. После атаки на корабли Черноморского флота прекратила действие «зерновая сделка». Фактически вместо российских кораблей Киев потопил свою экономику. На что рассчитывали в Киеве – загадка.
Судьба сделки уже висела на волоске – теракт на Крымском мосту был медийно связан со сделкой через вывоз взрывчатки из порта Одессы, – но Москва до последнего воздерживалась от резких движений по «зерновой сделке». Но Киев оказался упорным и довёл дело до конца.
Это, к слову, и к лучшему.
Во-первых, зерно должно остаться на Украине для обеспечения её внутренних потребностей из-за падения урожая в почти в 2 раза и риска срыва сева озимых культур.
Во-вторых, деньги от сделки украинским фермерам-производителям так и не достались: рост их доходов с лихвой компенсирован резким подорожанием ГСМ, СЗР и удобрений. Выиграли владельцы элеваторов и зерновых терминалов в трёх портах, а также сеть перекупщиков, которые делились деньгами с киевской властью.
В-третьих, Запад своих обязательств по отмене неформальных санкций на экспорт российского зерна не отменил, а общее умиротворение на биржах, вызванное возращением туда зерна с Украины, привело к проблемам с экспортом зерна из России. Дисконты на зерно снизились с пиковых 70 до 27 долларов на тонне (в 2021 году их не было вовсе), но сложности с экспортом никуда не делись.
Теперь украинское зерно (преимущественно кукуруза) с мирового рынка уйдёт. Компенсировать выпавшие экспортные морские потоки за счёт ж/д и автотранспорта будет крайне сложно: с электротягой на ж/д проблемы, тепловозов мало, а топливо будут сжигать десятки тысяч разных генераторов.
В общем, теперь Украину на мировом рынке заменит Россия. Я изначально был противником сделки и исходил из необходимости не потакать Западу и Украине, давая им возможность вывозить зерновые, а отнимать у Украины зерновые рынки, в первую очередь в странах Африки. Африканские рынки для России имеют приоритетное значение, ведь население Африки в ближайшие 30 лет удвоится, а африканскому АПК нужны удобрения, агротехнологии, недорогие, надёжные и ремонтопригодные с/х машины.
России на этих рынках мало, зато там была Украина с её зерном и союзная Белоруссия с её тракторами «Беларус». Надеюсь, теперь, когда «зерновая сделка» была потоплена в бухте Севастополя, Россия активно отнимет у Украины масличный и зерновые рынки, а в Африку зайдёт не просто с продукцией АПК, но и с машинами.