«Убийцы спутников», «цифровые шпионы», «русский Старлинк». Западные разведки отмечают «невиданную активность российского военного космоса»
Старт «Союза 2.1В» с аппаратом «Космос 2558» в кругу специалистов Космических сил США назвали yfb,jktt тревожным событием текущего года. Под угрозой один из самых дорогих американских спутников-шпионов «USA-326». Фото МО РФ
Нынешний октябрь оказался богат не только на крупные политические события. За последние тридцать дней Россия произвела половину всех космических запусков, сделанных ей в течение 2022 года. Большинство из них, как и львиная доля других орбитальных полётов этого года были совершены в пользу Министерства обороны и Военно-космических сил России. Такая активность вызвала довольно серьезную озабоченность в стане наших «непримиримых партнёров», ибо до этого в истории современной России ничего подобного не было вообще никогда. Столь большого оживления в области «русского военного космоса» специальные мониторинговые службы и разведки стран Запада ещё не наблюдали. И надо сказать, что многие запущенные аппараты серии «Космос» и других программ вызвали самую неподдельную тревогу у профильных специалистов. В сегодняшнем материале мы расскажем о российских космических аппаратах, которые вызвали наиболее бурные обсуждения в специальных военных журналах и на специализированных форумах западных специалистов.
Так выглядит один из первых «Истребителей спутников» ещё советской эпохи. Точных изображений аппаратов системы «Нивелир» в открытом доступе не найти, и это правильно. Но на Западе говорят, что с советских времён она сильно продвинулась в развитии и получила ряд принципиально новых возможностей борьбы со спутниками врага. Картинка АО «ВПК „НПО машиностроения“.
Пожалуй, самое большое количество откликов, версий и опасений вызвал старт ракеты «Союз 2.1В» с блоком выведения «Волга», первого августа текущего года с космодрома Плесецк, в Архангельской области. Она вознесла к орбитальным сферам таинственный спутник «Космос 2558», системы «Нивелир». Почему рутинный старт в интересах военных вдруг вызвал столь пристальное внимание? А всё дело в том, что соответствующие службы наших геополитических соперников уверены, что это ничто иное, как «спутник-инспектор». Так на Западе называют отечественную программу класса ИС — «истребителей спутников». Всего в поддержку системы «Нивелир» было произведено четыре пуска (начиная с 2013 года) и три из них, как считают специалисты военного космоса, были, что называется, пристрелочными. В процессе обкатки, как уверяют американские открытые доклады разведки, были испытаны, цитата: «возможности губительного электронного и радиационного облучения, аэрозольных атак, опасного сближения, кинетического воздействия и даже элементы противоспутникового оружия». Сейчас, по мнению экспертов, программа обкатана и вступила в стадию реализации. Больше того, у «Космоса 2558» есть абсолютно четкая цель — штатовский аппарат USA-326. Этот спутник-шпион был создан по военной программе NROL и стоит каких-то ядерных даже по американским возможностям денег. И теперь этот безумно дорогой космический «джеймс бонд» примерно раз в трое суток будет оказываться на расстоянии прямого удара со стороны куда более скромного российского «Нивелира».
Ещё одним знаменательным моментом в работе нашего военного космоса стал майский запуск ракеты «Союз 2.1» с очередным космическим аппаратом, созданным по программе «Барс-М». «Барсы» — это спутники наблюдения, оптико-электронной и топографической разведки и способные передавать данные на землю в режиме реального времени. Программа новой платформы космической разведки, должной придти на смену спутникам системы «Янтарь», была типичным постсоветским «долгостроем» и долгое время болталась в бюрократической невесомости в виде готового, но нереализованного проекта. Но в 2014 году наших военных космонавтов, что называется, клюнул жаренный петух в известное место, и многие программы, которые находились в анабиозе, в основном, из-за недостатка финансирования, получили живительные денежные инъекции. На западе наши «Барсы» называют наиболее совершенными российскими спутниками этого класса, сопоставимыми по возможностям с западными аппаратами. Сейчас на орбите находится уже три аппарата типа «Барс-М».
Аппарат «Гонец-М» программы МСПСС. Картинка
Ну и конечно немалую реакцию вызвали совсем недавние запуски аппаратов класса «Гонец» программы МСПСС (многофункциональная система персональной спутниковой связи). Наравне с перспективной целевой программой «Сфера», американцы называюсь МСПСС «русским Старлинком», то есть комплексом, обеспечивающим устойчивое покрытие в том числе и с местах, не охваченных сетями обычной мобильной связи. Ориентирована она на районы дальнего Севера и здесь западные разведки видят связь с особыми российскими притязаниями в Арктике. Спутники интегрированы с глобальной системой ГЛОНАСС и способны передавать большие объемы информации нескольких видов, даже при отсутствии устойчивой связи с космическим аппаратом. Запуски производились в интересах Роскосмоса, но все мы могли убедиться, насколько эффективным может быть система типа «Старлинка» в зоне боевых действий. Западные источники утверждают что нынешний запуск — очень широкий шаг в создании северного аналога детища Илона Маска. Но мы будем считать что наш «Гонец» сам по себе молодец. Надеемся, что так оно и есть.