О приостановлении взыскания задолженностей с мобилизованных граждан. Норма федерального закона «Об исполнительном производстве»
О приостановлении взыскания задолженностей с мобилизованных граждан. Норма федерального закона «Об исполнительном производстве»
О приостановлении взыскания задолженностей с мобилизованных граждан. Норма федерального закона «Об исполнительном производстве»
Более 46 тыс. мобилизованных попросили приостановить взыскание долгов
Приставам поступило более 46 тыс. заявлений от мобилизованных граждан о приостановке взыскания с них долгов. Об этом сообщил директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов. По его словам, уже приостановлено более 107 тыс. исполнительных производств.
Он уточнил, что заявления от мобилизованных, уже покинувших место проживания, могут передать через учебные центры, командиров воинских частей или родственников. Члены семьи должника тоже имеют возможность написать заявление о приостановке взыскания долгов. «Наши сотрудники находятся в военкоматах, на призывных пунктах, чтобы должники могли оперативно подать заявление о приостановлении исполнительных производств»,— сказал господин Аристов в интервью ТАСС.
28 сентября Госдума приняла закон о кредитных каникулах для мобилизованных граждан и членов их семей. Изначально закон касался тех, кто был призван в рамках мобилизации, но затем его действие распространили на добровольцев. ФССП с конца сентября приостановила взыскание долгов с мобилизованных. На выплату алиментов это не распространяется.
Глава ФССП Дмитрий Аристов рассказал о предварительных итогах работы ведомства в этом году, приостановке исполнительных производств в отношении мобилизованных должников, защите от взыскания прожиточного минимума граждан и о том, кто будет контролировать микрофинансовые организации и банки при сборе просроченной задолженности.
— Дмитрий Васильевич, Служба судебных приставов в конце сентября напомнила, что в отношении лиц, участвующих в боевых действиях в составе вооруженных сил и других воинских формирований, согласно закону, приостанавливаются исполнительные производства до их возвращения.
Какие виды исполнительных производств подпадают под действие этой нормы закона, как это реализуется на практике, в том числе с учетом мобилизационной кампании?
Есть ли уже предварительные данные о том, как она была применена? Если должник в период мобилизационного призыва по каким-то причинам не успел подать заявление в службу приставов, какие возможности есть у него или членов его семьи, чтобы к нему была применена эта норма закона?
— Норма федерального закона «Об исполнительном производстве» о полном или частичном приостановлении исполнительного производства в случае призыва должника на военную службу, а также его участия в боевых действиях в составе Вооруженных сил РФ распространяется на все категории исполнительных производств.
В целях реализации права мобилизованных граждан на приостановление исполнительных производств ФССП организовано взаимодействие с Минобороны России.
Наши сотрудники находятся в военкоматах, на призывных пунктах, чтобы должники могли оперативно подать заявление о приостановлении исполнительных производств.
Заявления должников — мобилизованных граждан, в том числе уже убывших за пределы места проживания, могут быть переданы через учебные центры, командиров воинских частей или родственников должника. Кроме того, родственники должника также имеют возможность написать заявление о приостановлении.
По состоянию на 31 октября в службу поступило более 46 тыс. заявлений о приостановлении исполнительных производств в отношении мобилизованных должников. С учетом сводных исполнительных производств приостановлено более 107 тыс. исполнительных производств.
Мобилизованным на спецоперацию дадут отсрочку от долгов, но не от алиментов
Группа высокопоставленных единороссов внесла в Госдуму законопроект, уточняющий правила приостановки судебных споров и исполнительного производства для призванных в армию. Последние до сих пор практически не пытались воспользоваться такой возможностью, но в связи со специальной военной операцией (СВО) вопрос оказался актуальным, поясняют авторы документа. Отсрочку от суда получат не только мобилизованные на СВО, но и те, кто решает другие задачи, «направленные на защиту Родины и обеспечение правопорядка». А вот про людей, проходящих альтернативную службу, не вспомнили, отмечает эксперт, хотя в трех чтениях уже приняты поправки, позволяющие отправлять их «на фронт».
Несколько сенаторов и депутатов во главе с первым зампредом Совфеда и секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком внесли 28 октября в Госдуму законопроект, устанавливающий общие правила приостановки судебного спора или исполнительного производства в случаях, когда одна из сторон участвует в боевых действиях или, как следует из пояснительной записки к документу, решает другие задачи, «направленные на защиту Родины и обеспечение правопорядка».
Инициатива касается лиц, мобилизованных на военную службу, включая находящихся на распределении или подготовке, но не только: в перечень оснований для приостановления судопроизводства и исполнительного производства предлагается также включить людей, участвующих в проведении контртеррористической операции, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, а также заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач армии. Впрочем, поправки не будут распространяться на взыскание алиментов.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, сейчас Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы и Кодекс административного судопроизводства по-разному устанавливают основания для приостановления судебного процесса или исполнительного производства.
Так, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу только в случае пребывания ответчика в действующей части вооруженных сил. А вот Кодекс административного судопроизводства предусматривает такую возможность в случае участия в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также вооруженного конфликта. В свою очередь, Гражданский процессуальный кодекс видит основанием для приостановки дела участие ответчика в боевых действиях, выполнение им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов.
До сих пор эти нормы массово не применялись, поэтому разночтения не вызывали затруднений в правоприменительной практике, отмечают авторы проекта. Однако военная спецоперация потребовала актуализировать эти положения для действующих сотрудников силовых и правоохранительных структур. Также необходимо было защитить процессуальные права мобилизованных и добровольцев до момента начала боевых действий — например, во время подготовки и обучения, говорится в пояснительной записке.
А их немало, ведь до сих пор у нас вообще не было таких явлений и понятий, как СВО и мобилизация, напоминает юрист.
Новая редакция правовых норм позволит исключить неопределенность и трудности их применения по отношению к мобилизованным гражданам или приравненным к ним по правовому статусу добровольцам, согласен заместитель председателя МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев. Однако, отмечает он, нерешенным остается вопрос: каким образом суды будут получать информацию о том, что одна из сторон дела в настоящее время проходит службу в вооруженных силах? Особенно в той ситуации, когда мобилизованный гражданин уже находится в зоне выполнения боевых задач и при этом заранее не оформлял доверенность. Вероятно, после принятия законопроекта суды должны будут во всех случаях запрашивать военные комиссариаты о том, проходит ли сейчас то или иное лицо военную службу, рассуждает эксперт. А управляющий партнер «Китсинг и партнеры» Владимир Китсинг замечает, что вниманием в очередной раз оказались обделены люди, проходящие альтернативную гражданскую службу. Хотя с учетом уже принятых Госдумой поправок к закону о мобилизации такие лица могут направляться «на фронт» — пусть и не в качестве воюющих боевых единиц, а для выполнения там альтернативных трудовых обязанностей, напоминает эксперт.
— Госдума объявила кредитные каникулы лицам, которые стали добровольцами или были мобилизованы для участия в специальной военной операции. Это касается только работы банков и микрофинансовых организаций или затронет также и работу судебных приставов? В частности, будут ли приставы это учитывать в ходе контроля за деятельностью юридических лиц, занимающихся сбором просроченной задолженности?
— Положения федерального закона «Об исполнительном производстве» в части приостановления исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, направленных на возврат просроченной задолженности по кредитному договору военнослужащего или членов семьи военнослужащего, применяются с учетом особенностей, установленных статьей 3 федерального закона «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С учетом этого в рамках осуществления функции принудительного исполнения судебные приставы — исполнители при наличии заявления должника или его родственников будут приостанавливать исполнительные производства.
При этом согласно принятому закону о кредитных каникулах заемщик вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 31 декабря 2023 года обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период
Поэтому служащие ФССП России, на которых возложен контроль за деятельностью юридических лиц, занимающихся сбором просроченной задолженности, при выполнении возложенных функций контроля, безусловно, будут применять положения данного закона при наличии соответствующего волеизъявления заемщика.
— В сентябре в Госдуму был внесен законопроект о контроле Службой судебных приставов за деятельностью банков и микрофинансовых организаций при сборе просроченной задолженности — по аналогии с контролем за выполнением требований закона при общении с должниками коллекторов. Насколько эффективна действующая система контроля за коллекторами со стороны судебных приставов и насколько возрастет число подконтрольных ФССП юрлиц — сборщиков долгов? И с учетом того, что кредитные организации подотчетны Банку России, как будет выстраиваться работа с нарушителями правил общения с должниками — кто будет привлекать их к ответственности за нарушения требований закона при возврате долгов?
— Если говорить о надзоре за организациями, находящимися в государственном реестре службы, то здесь стоит отметить, что жалоб от граждан на них поступает гораздо меньше, чем на кредитные и микрофинансовые организации. За девять месяцев этого года должностным лицам службы поступило более 28 тыс. обращений граждан, из которых 15% касались работы реестровых организаций, 73% — микрофинансовых и кредитных организаций.
В настоящее время ФССП России осуществляет контроль (надзор) в отношении 447 организаций, состоящих в государственном реестре. В случае принятия закона подконтрольная среда увеличится более чем на 1 200 микрофинансовых и 350 кредитных организаций. По нашим подсчетам, количество поднадзорных лиц возрастет в четыре-пять раз.
У работников службы и сейчас есть полномочия по привлечению к административной ответственности кредитных и микрофинансовых организаций, если они нарушают требования законодательства о возврате просроченной задолженности. Сумма наложенных административных штрафов в этом году превысила 194 млн рублей. После включения кредитных и микрофинансовых организаций в число контролируемых ФССП России лиц полномочия по возбуждению дел об административном правонарушении также сохранятся за службой.
— Одна из новелл этого года в работе судебных приставов — возможность защиты от взысканий дохода на банковских счетах в размере прожиточного минимума. Граждане уже освоили эту новую опцию?
— Да, граждане активно реализуют свое право на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода. На конец октября в территориальные органы ФССП России поступило более 440 тыс. заявлений о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина в размере прожиточного минимума. Судебными приставами-исполнителями обеспечено сохранение прожиточного минимума в рамках 473 тыс. исполнительных производств на общую сумму задолженности более 126 млрд рублей.
— В начале лета вступил в силу закон о дополнительных идентификаторах лиц, к которым предъявляются иски в суде или назначается административный штраф. Указание в документах судов СНИЛС, ИНН, ОГРН, серии и номера паспорта или водительского удостоверения должно полностью исключить проблему «двойников» — обращение взыскания на граждан с совпадающими именами и фамилиями. Тем не менее в производстве приставов остаются ранее поступившие документы. В этом году сократилось число случаев ошибочных взысканий или наложения ограничений?
— Работа, направленная на решение проблемных вопросов, связанных с ошибочной идентификацией граждан по исполнительным производствам, ведется службой с 2017 года. Главным ее итогом стало внесение изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым теперь в исполнительном документе обязательными сведениями для граждан являются дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения). При отсутствии соответствующих документов суд запрашивает необходимые сведения у органов государственной власти, осуществляющих учет идентификаторов гражданина.
Указанные законодательные изменения должны существенно нивелировать риски ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительным производствам.
— В СМИ чаще обращают внимание на объемы долгов по кредитам. Между тем, согласно судебной статистике, число дел в судах о взыскании коммунальных платежей превысило число дел о взыскании кредитных задолженностей. Это почти четверть всех гражданских дел в судах. Растет ли число таких производств у приставов и есть ли алгоритм работы по таким долгам? Какие виды воздействия на неплательщиков коммунальных платежей применяются? Есть ли регионы, где, по вашей оценке, приставы должны активизировать работу по таким видам производств?
— Территориальными органами ФССП России за девять месяцев текущего года на основании судебных актов возбуждено 29 млн исполнительных производств, из которых 28% — о взыскании задолженности по кредитным платежам и 17% — о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. При исполнении данных категорий исполнительных производств применяется комплекс классических мер принудительного исполнения — обращение взыскания на доход и имущество должника, в том числе арест и реализация имущества, ограничение в реализации прав должника (право на выезд за пределы Российской Федерации, на управление автотранспортным средством), применение мер административной юрисдикции.
Однако работа всех территориальных органов ФССП России по данным категориям исполнительных производств ориентирована не только на исполнение решений судов, но и на сохранение баланса интересов должника и взыскателя. Зачастую именно должники по данным исполнительным производствам обращаются за сохранением прожиточного минимума, обращаются в суд за получением отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
— В преддверии вашего профессионального праздника могли бы вы привести основные предварительные итоги работы Службы судебных приставов в этом году?
— Если говорить об итогах по линии принудительного исполнения, то здесь необходимо отметить, что сотрудниками службы в пользу различных категорий взыскателей взыскано более 780 млрд рублей.
По-прежнему особое внимание уделялось взысканию задолженности по социально значимым категориям исполнительных производств. Сумма взысканных алиментов выросла на 68% и составила 33 млрд рублей
На фоне сокращения количества находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате и сумм взыскания по ним судебные приставы взыскали в пользу граждан почти 5 млрд рублей заработной платы.
На особом контроле находится вопрос предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Нами обеспечено предоставление жилья в рамках почти 7 тыс. исполнительных производств. Это на 2 тыс. больше, чем по итогам девяти месяцев прошлого года.
В рамках исполнительного розыска за девять месяцев 2022 года установлено местонахождение 49,5 тыс. должников, из них 31 тыс. — по исполнительным документам о взыскании алиментов. Разыскано более 7 тыс. автотранспортных средств. В производстве территориальных органов находилось 200 дел по розыску детей, из которых 118 прекращено в связи с их розыском.
Продолжается цифровая трансформация принудительного исполнения. За девять месяцев этого года к цифровым сервисам информирования, взаимодействия и цифровых уведомлений ФССП России на портале госуслуг зафиксировано более 14 млн обращений граждан и юридических лиц. Во всех субъектах РФ обеспечена возможность направления в личный кабинет на портале госуслуг копий исходящих процессуальных документов. За девять месяцев 2022 года общее количество направленных копий документов превысило 600 млн.
Кроме этого, на портале госуслуг реализована возможность подачи в электронном виде заявления на включение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Также продолжается работа по внедрению технологий искусственного интеллекта с целью повышения эффективности работы систем дистанционного обслуживания. В настоящее время голосовой бот, используемый в меню центра телефонного обслуживания, переведен в продуктивную среду центра и обрабатывает 100% входящих вызовов.
В заключение хочу поздравить всех сотрудников органов принудительного исполнения с Днем судебного пристава!
Желаю дальнейших успехов на службе, крепкого здоровья и благополучия!