«Зерновая сделка» работает без России. Почему суда в «зерновом коридоре» не рассматриваются как военные цели?
После массированной атаки беспилотников на Черноморский флот в Крыму, которая координировалась западными кураторами Украины, Россия заявила о приостановке своего участия в «зерновой сделке». При этом Киев, Анкара и ООН согласовали движение 14 судов без России, сообщив, что уведомили об этом нашу страну. Некоторые корабли уже покинули украинские порты, не встречая никаких препятствий со стороны России. Почему РФ не рассматривает суда в «зерновом коридоре» как военные цели?
Фактически после выхода России из зерновой сделки она продолжает идти своим чередом — немецкая газета Bild сегодня сообщила, что три зерновоза покинули украинские порты и отправились в Стамбул, не встречая никаких препятствий со стороны России. Некоторые эксперты, например Борис Рожин, считают, что бездействие России будет толковаться как очевидная слабость.
«Продолжение работы „Зерновой сделки‟ после выхода из неё России будет ярким показателем критической слабости России и будет иметь долгосрочные последствия. Сейчас Россию фактически проверяют, готова ли она сглотнуть», — пишет Рожин в своём Telegram-канале (лексика автора сохранена — ред.).
Это мнение имеет под собой все основания, т.к. де-факто, если корабли проходят без согласия России, это означает, что Россия не в состоянии делом подтвердить свой выход из «зерновой сделки».
Однако есть и другие мнения. Политолог Константин Калачёв считает, что Россия попросту не может взять и начать топить корабли, которые выходят из украинских портов.
«Представьте себе, если Россия сейчас потопит сухогруз, который по официальной версии перевозит украинское зерно или идёт за ним. С одной стороны, сгорел сарай — гори и хата, и от этого события хуже России уже не будет, коллективный Запад и так находится с ней в самом жёстком противостоянии. Но есть ещё страны Африки и те государства, которые по тем или иным причинам симпатизируют заявленному Россией антиколониальному курсу. В этом случае мы рискуем потерять их симпатии. Существует проблема внешнего восприятия. Да, Россия может в данном случае бряцнуть оружием, но реально голодающие страны, условно говоря, „третьего мира‟, боюсь, не оценят того, что мы, заявляя о борьбе с колониализмом, таким образом, ограничиваем им доступ к продовольствию», — отмечает Калачев в интервью «Свободной прессе».
При этом он видимо не учитывает, что зерно из украинских портов идёт в основном не в страны «третьего мира», а в Европу. По мнению Калачёва Россия не может рассматривать украинские сухогрузы как военные цели из-за возможных репутационных потерь.
«Весь вопрос в том, что мы в конечном итоге хотим получить. Показать, что мы настроены решительно? Простите, а кому? Запад и Украина после освобождения Мариуполя и так прекрасно это знают. Разве что странам „третьего мира‟, но о возможных репутационных потерях России в этом случае я уже говорил. Ситуация, на мой сугубый взгляд, пока патовая. С одной стороны — Россия приостанавливает участие в „зерновой сделке‟, с другой — у Турции с Украиной, как видим, хватает решимости продолжать свои действия под её эгидой. В таких условия любой шаг может привести к ещё большему ухудшению ситуации. Так что получается даже не пат, а цугцванг — усугубление ситуации с каждым последующим ходом», — считает политолог.
В свою очередь военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин считает, что выход России из сделки означает, что ВС РФ теперь могут наносить удары по портовой инфраструктуре, т.к. Россия теперь не скована никакими обязательствами.
«Мы теперь просто не несём никакой ответственности за происходящее в „зерновом коридоре‟. Но, скорее всего, это означает, что наши войска готовятся наносить удары по Одессе. Сами зерновые терминалы, с большой долей вероятности, мы трогать не будем, как и, вероятно, сами корабли, а вот всё, что так или иначе связано с военной инфраструктурой киевского режима — вполне себе наша цель. Это лично моё предположение, но оно, как мне кажется, весьма близко к истине», — считает эксперт.
В то же время не исключено, что Украина может попытаться провезти оружие в трюмах кораблей, по возвращению в украинские порты, и если это так, то игнорировать эти вопросы Россия попросту не может.
Как только что стало известно, Турция, Украина и ООН не запланировали движения кораблей по «черноморской инициативе» на 2 ноября. Об этом сообщил представитель ООН. Ранее президент России Владимир Путин провёл беседу с турецким лидером Тайипом Эрдоганом на тему выхода РФ из «зерновой сделки».