Соглашение по Северному потоку 2 на горизонте
Давление на соглашение по Северному потоку — 2
Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, что Украина «должна проявить добрую волю», если она хочет, чтобы российский газ проходил через ее территорию. Таким образом, он сослался на опасения Киева, что запуск спорного «Северного потока — 2» может поставить под угрозу поставки газа из России, которые приносят значительные доходы. Президент австрийской OMV, имеющей финансовое отношение к Северному потоку 2, Райнер Зеле в эфире канала Россия 1 утверждал, что Украина может убедить Газпром поддерживать поставки через свою территорию. — Сделайте заманчивое предложение. Если вы предложите пропускную способность на хороших условиях, "Газпром" обязательно их рассмотрит, — сказал он. С другой стороны, немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung цитирует представителя правительства Германии Штеффена Зайберта, который заявил, что «самым важным для правительства Германии является то, чтобы Украина оставалась транзитной страной даже после того, как Северный поток 2 будет введен в эксплуатацию". Теоретически гарантом такого решения является временное соглашение между Еврокомиссией-Украиной-Россией в конце 2019 года об условиях сохранения поставок Украиной до 2024 года, заключенное с участием Германии. В этом контексте актуальны слова президента России из Санкт-Петербурга. Путин объявил там, что строительство первой из двух ниток спорного газопровода завершено. На самом деле, однако, датские и немецкие участки необходимо сварить примерно за две недели. Путин сказал, что поставки по первой нитке «Северного потока — 2» могут начаться через десять дней. Ранее вице-премьер Александр Новак оставался более консервативным в отношении всего проекта, предполагая, что он может быть завершен к концу 2021 года, т.е. через два года после первоначальной даты.
Из чего может состоять договоренность о «Северном потоке 2»?
Frankfurter Allgemeine Zeitung допускает возможность продления временного соглашения о поставках российского газа через Украину после 2024 года. Если Россия действительно получит благоприятные условия транспортировки газа через Украину, а это возможно, потому что украинцы уже предлагают скидки поставщикам из Европейского Союза, используя ее инфраструктуру, в том числе польскую PGNiG, такой сценарий представляется реальным. Затем вы можете представить, например, что Россия будет использовать только первую нитку «Северного потока-2» (половину из 55 миллиардов кубометров в год пропускной способности этой магистрали), не задействовав вторую, при условии ее завершения, которая еще не завершена, для сторонних поставок в соответствии с положениями третьего энергетического пакета, введенного пересмотренной газовой директивой Европейского Союза, аналогично решению, используемому Северный поток 1 и его филиалом в Германии под названием OPAL. Если германский мораторий на строительство «Северного потока-2» не будет введен, вопрос о так называемом "выключателе" еще предстоит обсудить, то есть сделать поставки по этому трубопроводу зависимыми от поведения России. Можно представить, что его поставки будут связаны с контрактом на передачу с Киевом, так что западные получатели будут выбирать по какому маршруту получать газ. В свою очередь, Германия могла бы инвестировать в инфраструктуру транспортировки газа и водорода в Украине в соответствии с декларациями, призванными успокоить Киев. Тогда может вернуться идея первого десятилетия XXI века — создать консорциум для управления украинскими газопроводами путем приобретения акций оператора ОГТСУА, предложенного Украиной. Конституция Украины в настоящее время исключает допуск «Газпрома» к структуре акционеров, но такой вариант может также вступить в силу, если Киев подвергнется давлению со стороны России и западных партнеров, которые были в принципе согласованы по соглашению о Северном потоке 2. В этом контексте возможен сценарий, когда газопроводы в Украине может постигнуть судьба как в Беларусии, продавшая газопроводы российскому «Газпрому» в 2011 году из-за долгов, потеряв субъективность газовой политики. Кстати, следует отметить, что возможный провал переговоров в Женеве все же может привести к реализации приостановленных санкций США в отношении оператора «Северного потока-2» и его президента Матиаса Варнига. С другой стороны, остаются в силе санкции, препятствующие сертификации и страхованию готового газопровода. Только после того, как их уберут американцы, можно будет начать поставки по «Северному потоку — 2».
Какую роль может сыграть Польша?
Поляки могут сыграть активную роль перед лицом потенциальной сделки по Северному потоку — 2.
Во-первых, они должны стремиться к европеизации спора и предоставлению наиболее важной роли Европейской комиссии в переговорах, чтобы уменьшить влияние видимого согласия держав на окончательную форму соглашения. Важнейшим элементом этой акции должна стать передача ведущей роли в переговорах от Берлина к Брюсселю в соответствии с идеей общей энергетической и климатической политики.
Во-вторых, они должны включить в переговоры вопросы безопасности поставок газа и водорода на случай, если «Северный поток — 2» станет инструментом русификации климатической политики ЕС. Поставка топлива по спорному газопроводу должна быть ограничена приоритетами общей политики диверсификации поставок и обременения продуктов в зависимости от выбросов парниковых газов с использованием таких механизмов, как CBAM.
В-третьих, они должны стремиться ввести мораторий на строительство «Северного потока-2» до конца переговоров по условиям договора, чтобы ослабить давление со стороны переговорщиков с европейской стороны во главе с Украиной.
В-четвертых, они должны потребовать, чтобы Европейский Союз и Германия взяли на себя политическую ответственность за стабильность поставок газа через Украину, а затем присоединились к этому участию в украинском газовом секторе таким образом, чтобы гарантировать плодотворное сотрудничество, которое уже было инициировано польской PGNiG.
В-пятых, они должны позаботиться о двустороннем контексте переговоров по «Северному потоку — 2», требуя от немцев пойти на уступки в отношении общей энергетической и климатической политики в обмен на участие в сделке по этому спорному газопроводу. Например, Германия могла бы проявить добрую волю, поддержав польские проекты, например, согласившись на финансирование ЕС новых газовых инвестиций, сняв возражение против строительства атомной электростанции в Польше или участвуя в таких проектах.