Территориальные бандформирования Зеленского
Украина вступает в очередную стадию нагнетания военной истерии. Помимо армии, Нацгвардии и полиции, а также парамилитарных образований нацистских боевиков, Зеленский решил сформировать военизированные силы территориальной обороны. По инициативе его администрации в парламенте обсуждается законопроект «О национальном сопротивлении», регламентирующий порядок создания сил территориальной обороны (СТО) и добровольческих отрядов.
Чем вызвана это инициатива?
Зеленскому, как главнокомандующему, непосредственно подчиняются армия и СБУ, а Нацгвардия и полиция ― министру МВД Авакову, явно не человеку Зеленского и во многих вопросах ему противостоящему. При этом контроль президента над СБУ чисто номинальный (во главе стоит далекий от деятельности спецслужб человек президента Баканов), и он не может эффективно контролировать деятельность подразделений СБУ.
Структуры Нацгвардии и полиции ходят под Аваковым, он там расставил на командных постах своих людей, и в случае противоречий между Зеленским и Аваковым они будут выполнять команды не президента, а министра. Тем более Нацгвардия и полиция серьезно разбавлены введением в их структуры более трех десятков созданных в 2014 году под эгидой МВД парамилитарных карательных батальонов, прошедших через войну в Донбассе и курируемых лично министром. Другая часть карательных батальонов вошла в структуры армии.
Отряды нацистских боевиков («Правый сектор», С14, «Национальные дружины» и более мелкие структуры) контролируются и направляются конкретными политическими фигурами. «Национальные дружины» под Аваковым, «Правый сектор» под Коломойским, С14 под СБУ. К тому же в регионах местные «князья» и олигархат под тем или иным предлогом для защиты клановых интересов создают свои собственные «частные армии», не очень-то стремящиеся отстаивать интересы команды Зеленского.
Это говорит о том, что у Зеленского нет серьезной поддержки ни в государственных силовых структурах, ни у боевиков, ни у региональных лидеров. В случае обострения ситуации опереться ему будет не на кого, в этой связи в его окружении пытаются реализовать идею создания «территориальной обороны», независимой от уже действующих силовых структур, подчиненной лично президенту и возглавляемой назначенными им людьми. Если этот законопроект будет принят, то в регионах по закону можно будет формировать военизированные формирования, не входящие в силовые структуры государства.
Задуманные командой Зеленского силы территориальной обороны формально направлены на привлечение населения к защите государства как в военное, так и мирное время, а фактически в первую очередь на защиту политического режима Зе.
Что из себя будут представлять силы территориальной обороны?
Эти силы должны включать в себя два вида формирований: части и подразделения при армии, комплектуемые, как и армия, по призыву и контракту, и добровольческие отряды, комплектуемые добровольцами, заключающими контракт с местной властью. В первый вид СТО попадают призывники, а также контрактники, имеющие опыт службы в армии. Во второй ― любой гражданин, в том числе и не имеющий такого опыта. Все члены формирований СТО получают гарантии и льготы, предусмотренные для военнослужащих.
Формирования СТО создаются по территориальному принципу в соответствии с административным делением Украины на области и районы. В крупных областных центрах могут создаваться бригады, в более мелких городах и административных районах ― батальоны.
Воинские формирования теробороны при армии должны будут базироваться на территории воинских частей и муниципалитетов, а добровольческие формирования ― на базе административных единиц, создавших эти отряды.
Территория Украины разбивается на зоны, и командование СТО для каждой зоны определяет структуру и численность формирований. Создание добровольческих отрядов может происходить по решению командования СТО и по инициативе местных советов, создание каждого добровольческого отряда подлежит утверждению главнокомандующим СТО. Командиры всех подразделений и отрядов назначаются штабом сил территориальной обороны.
Принципиальным является непосредственное подчинение сил территориальной обороны главнокомандующему СТО, т. е. президенту Украины, а командирами формирований являются назначаемые Зеленским главы областных и районных администраций и назначенные ими чиновники. Учитывая, что все они мало что понимают в военном деле, генштаб ВСУ назначает для каждой зоны начальниками штабов офицеров армии для оперативного управления территориальной обороной. В соответствии с предлагаемой структурой СТО и порядком назначения командования Зеленский практически формирует свою персональную «армию» с разветвленной сетью в регионах.
На силы территориальной обороны возлагается довольно широкий круг задач: от оказания военного сопротивления на своей территории в случае войны до обеспечения безопасности и порядка в населенных пунктах, патрулирования улиц, охраны объектов и поддержания общественного порядка в мирное время. То есть у Зеленского и подчиненных ему региональных чиновников появляются полицейские функции и параллельно МВД создаются новая структура.
Задачи силам территориальной обороны ставит президент, за Генштабом ВСУ остается общая направляющая роль управления СТО в рамках всей территории Украины в части чисто военных вопросов: формирование, обучение, вооружение, снабжение и т. п. При этом зонами теробороны будут командовать главы областных и районных администраций, назначенные президентом.
Обеспечиваться оружием и боеприпасами, возможно и тяжелым вооружением, формирования СТО будут за счет фондов армии. Члены формирований СТО могут пользоваться, помимо штатного оружия, личными ружьями и карабинами, чем создается возможность в нужное время легализовать массу неучтенного оружия, вывезенного из зоны боевых действий в Донбассе.
Конечно, рассчитывать на серьезную поддержку сил территориальной обороны в случае начала военных действий никто не собирается, а с выполнением различных полицейских функций при начале противостояния внутри Украины они смогут вполне справиться.
Интересным является и порядок финансирования сил территориальной обороны. Для этого должны быть выделены средства госбюджета и местных бюджетов, а также из «других не запрещенных законодательством Украины источников». Под этими источниками можно понимать и финансирование олигархата, работающего на Зеленского. Хорошо известно, что тот, кто финансирует определенные структуры, тот и определяет направленность их деятельности. Предполагаемая «смешанная» форма финансирования создает предпосылки и возможности олигархату войти в систему СТО и с течением времени подмять ее под себя, как он сделал в свое время с постсоветскими элитами Украины, сформировав вместо них свою собственную власть.
Под громким названием «национальное сопротивление» создается добровольческая и полудобровольческая силовая структура вне рамок уже действующих силовых структур. Главная ее задача ― не противодействие внешней агрессии, на что она в принципе неспособна, а подавление возможных действий населения и радикалов в регионах против действующей власти. Президент пытается найти поддержку у местной элиты через своих назначенцев в регионах и создает под их руководством разветвленную сеть военизированных формирований, подчиненных ему лично. Это говорит о том, что Зеленский не доверяет структурам МВД во главе с Аваковым и старается обезопасить себя, поскольку у них общий хозяин за океаном и какое решение он примет, еще неизвестно.
Следует отметить, что Зеленский не является первооткрывателем в создании территориальной обороны. До него и Порошенко в 2014 году создавал тербатальоны, прославившиеся мародерством и дезертирством с фронта на Донбассе. Особо отличился 5-й батальон территориальной обороны «Прикарпатье» из Ивано-Франковска. При наступлении ополчения в районе Саур-Могилы и ракетно-артиллерийском ударе, в результате которого всего несколько человек получили ранения, «оборонцы» 23 августа бросили фронт, в полном составе 400 человек дезертировали с военной техникой и оружием, колонной направившись в родные края. Через 250 км в Кировоградской области их перехватили заслоны Нацгвардии и заставили оставить хотя бы военную технику. Пройдя ускоренным маршем 1400 км, они дошли до своей базы и наотрез отказались участвовать в так называемой антитеррористической операции. Этот дезертирский марш-бросок наглядно продемонстрировал, на что способны «бойцы» территориальной обороны.
Примерно так же вел себя и 22-й батальон харьковской теробороны: в операциях под Луганском уклонялся от выполнения поставленных задач, отличался регулярным дезертирством личного состава и в итоге был включен в состав 92-й механизированной бригады в качестве вспомогательного подразделения, так как ни на что большее был не способен.
Созданные Порошенко тербатальоны показали себя как полностью небоеспособные силовые подразделения, и об их «успехах» стараются поменьше вспоминать. Тем не менее Зеленский решил повторить этот плачевный опыт, придав ему законодательный характер и подчинив формирования территориальных СТО себе лично. При принятии такого решения ему бы учесть опыт Николая II, отречение которого в феврале 2017 поддержали все командующие фронтов, подчиняющиеся ему как главнокомандующему, которым он безоговорочно доверял. Зеленский далеко не царь и не та фигура, которой безоговорочно будут верны региональные лидеры.
Когда у власти нет точки опоры в обществе и элите, она начинает придумывать механизмы своей защиты как от населения и радикалов, так и от слишком ретивых соратников, готовых свергнуть ее с властного олимпа. Довольно примитивная попытка Зеленского с помощью территориальной обороны под лозунгами защиты от «российских орд» обеспечить национальный подъем и на этой волне удержаться у власти обречена на провал. Никакие тербатальоны не спасут его, если «соратники» с согласия США решат переформатировать власть в свою пользу.
Юрий Апухтин