Газовый вопрос в расширении НАТО: почему Финляндия тормозит со вступлением в альянс
Глава финского МИД Пекка Хаависто заявил, что Финляндия и Швеция должны вступить в НАТО одновременно. Такой поворот оттягивает вступление Финляндии в альянс, поскольку именно к Швеции есть претензии у Турции по курдскому вопросу. Показательно, что данное заявление прозвучало, когда в Финляндии дописывается законопроект о вступлении в НАТО.
Финский министр сослался на логистические проблемы в случае присоединения к альянсу только одной Финляндии. По его словам, НАТО будет сложно спланировать свою дальнейшую оборонную стратегию, поскольку «в условиях кризиса помощь скорее всего будет направляться через Швецию». При этом в самой Швеции министр обороны не прочь разместить в стране даже ядерное оружие и призывает вступить в альянс «без оговорок».
По сообщениям финской прессы, готовящийся законопроект также не исключает размещение ядерного оружия на территории республики. Однако, как заявил накануне президент Финляндии Саули Ниинистё, «это очень отдаленная идея». Ясность внесли и премьеры обеих стран, заявив о том, что «вопросы, связанные с развертыванием ядерного оружия, будут решаться только тогда, когда страны станут членами альянса».
Что касается временного аспекта, то здесь финская пресса обозначила некоторые ориентиры. Венгрия обещала ратифицировать членство Швеции и Финляндии в НАТО в декабре, а сам законопроект будет рассматриваться в финском парламенте весной. Остается дело за Турцией, а там очень недовольны позицией Швеции по курдам. На днях представитель правящей партии «Справедливости и развития» заявил, что «заявления Швеции хороши, но недостаточны до тех пор, пока они не будут реализованы».
Турция требует от Швеции признать Рабочую партию Курдистана террористической и выдать её представителей, а также гюленистов, нашедших убежище в скандинавских странах. В настоящее время в Швеции и Финляндии проживает порядка 100 тыс. курдов, РПК вписывается в левую политическую повестку. На выборах 2018 года в Швеции пять курдских политиков даже вошли в состав парламента, так что турецкие требования вряд ли выполнимы.
Тем не менее, по итогам саммита НАТО в Мадриде сообщалось, что якобы Анкара предварительно согласилась на членство Финляндии и Швеции в НАТО. Подкупили турок якобы газовым проектом, пообещав реанимировать газопровод Nabukko (из Ирана и Азербайджана в Европу) и сделать Турцию главным его оператором.
Однако к настоящему времени газовая ситуация изменилась. Россия предложила Эрдогану куда более выгодный и главное реальный проект — создание газового хаба из переориентированного на Турцию газа «Северных потоков». И есть подозрения, что одним из его условий стал как раз скандинавский аспект расширения НАТО.