Европа потратила астрономическую сумму на заполнение газовых хранилищ
Отказ от российского топлива дорого обходится Европе. На заполнение подземных газовых хранилищ (ПГХ) у государств ЕС ушла рекордная, невиданная для этой практики сумма в $104,8 млрд, и в дальнейшем затраты будут только расти, отмечает Bloomberg. По его данным, стремление ЕС любой ценой заполнить резервуары до наступления первых холодов «потребовало максимального использования альтернативных источников — от Норвегии до Объединенных Арабских Эмиратов».
Как утверждает руководитель отдела исследований глобальных энергетических рынков в Aurora Energy Research в Великобритании Анис Ганболд, нынешние затраты примерно вдвое превысили общий объем финансовой помощи Украине со стороны США.
«Это огромные цифры. На следующий год цена наверняка увеличится. Холодная зима может полностью истощить запасы, а закупка газа для заполнения хранилищ приведет к остановке производств», — приводит ее слова Bloomberg.
На ту же опасность указывает и глава Федерального сетевого агентства Германии Клаус Мюллер. По его словам, хотя зима может быть теплой до конца января, для резкого увеличения потребления газа достаточно нескольких «звеняще холодных дней». «Когда становится по-настоящему морозно, хранилища быстро пустеют», — заметил Мюллер в комментарии для журнала Spiegel.
На континенте явно усиливается тревога по поводу того, что энергетический кризис этой зимой усугубится. Атмосфера повышенной напряженности снижает деловую активность: в октябре сокращение оказалось самым значительным с конца 2022 года. Инфляция в еврозоне достигла в октябре 10,7%, что более чем в пять раз выше целевого уровня Единого Центробанка.
«Основные угрозы для европейцев проявляются именно в области экономики, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Конечно, едва ли население будет физически замерзать грядущей зимой, тем более, в крупных городах. Хотя в каких-то населенных пунктах возможны проблемы из-за особенностей их теплоснабжения. Запасы газа в ПГХ действительно накоплены большие, кроме того, у Евросоюза есть альтернативные поставщики трубопроводного газа и сжиженного природного газа (СПГ) – Норвегия, Алжир, ОАЭ, в меньшей степени — Азербайджан. На европейский рынок идет СПГ со всего мира, поскольку здесь самые высокие цены».
Но если в прежние времена на закупку газа для закачки в подземные хранилища страны ЕС тратили не более €5-7 млрд в год (покупая в основном летом, когда сырье дешевле), то сегодня на это уходит несопоставимо больше средств, что подстегивает инфляцию. Причем ситуация бьет, в первую очередь, по промышленным объектам, у которых объемы потребления газа просели примерно на 30%. Да, кто-то перешел на уголь, но это спасает не всех. Останавливаются не просто предприятия, но целые сектора: металлургия, целлюлозно-бумажная, стекольная индустрия, производство азотных удобрений, перечисляет Юшков. Аграрии еще в прошлом году были вынуждены закрыть многие теплицы, которые отапливаются газом.
«О том, насколько глубоким окажется энергокризис в отопительный сезон, сказать сложно, — рассуждает собеседник «МК». – Во-первых, объемы потребления газа на континенте снижаются, и какими они будут к концу году, неясно. Во-вторых, вызывает вопросы стабильность поставок из разных источников. А что, если к новому году Украина перекроет транзит российского трубопроводного газа через свою территорию, сославшись на невыполнение Москвой условий контракта? Это минус 42 млн кубометров в сутки. Не совсем ясны перспективы поставок СПГ, ведь во время отопительного сезона тот же Китай вполне может побороться за него с Европой, предложив производителям цену выше».
И не наломает ли дров сам Брюссель, утвердив, скажем, потолок цен на российский газ или полный запрет на его поставки в ЕС? Наконец, самое главное: никто не знает, какая будет температура зимой. Пока европейцам везет: октябрь и начало ноября выдались очень теплыми, что спровоцировало падение цен на спотовом рынке по долгосрочным контрактам.
Однако самый сложный период отопительного сезона традиционно приходится на февраль-март: к этому времени газ в ПГХ заканчивается даже в обычных условиях. По словам Юшкова, это значит, что текущие нужды придется покрывать за счет текущего импорта, который при ограниченном предложении растет, подхлестывая котировки и, соответственно, общую инфляцию в еврозоне.
Игорь Боков