Гуттаперчевая страна
Намедни один из американских экспертов, чьим мнением о событиях вокруг Украины и внутри неё заинтересовались в издании Newsweek, назвал её страной с гибкими границами.
«У Украины исторически были гибкие границы. До 1918 года Львов (тогда Лемберг) был австрийским. Между двумя мировыми войнами западная Украина была польской. Крым был передан из РСФСР в состав Украинской республики только в 1954 году. Несмотря на недавние успехи, совсем не очевидно, что Украина выигрывает войну. И ей по-прежнему трудно помочь. Её постсоветские власти глубоко коррумпированы, и нельзя бесконечно давать деньги человеку с дырой в кармане», — говорится в материале.
Помимо событий первой половины ХХ века, вспомнили эксперты и Карибский кризис 1962 года, когда дипломатическими усилиями глав СССР и США удалось отвести угрозу ядерного Армагеддона, а также события Крымской войны (1853—1856), которую многие в России совершенно справедливо называют «Нулевая мировая» (по сути, весь тогдашний Запад в полном составе так или иначе воевал против Российской империи).
Ссылаясь на богатый исторический опыт территорий, на которых пока ещё расположено государство Украина, западные политологи забыли, правда, упомянуть, что никакой Украины в те времена не было и в помине. Но дело даже не в этом, а в том, что не только очертания нынешних границ, но и в целом самостоятельная украинская политика довольно гуттаперчевая, отсюда, вероятно, и все проблемы.
В связи с этим обращает на себя внимание признание бывшего министра внутренних дел и активного участника обоих Майданов Арсена Авакова о том, что Минские соглашения надо было всё-таки выполнять, так было бы лучше, но не получилось, общество, мол, было против.
Об этом он рассказал в беседе с известными российскими пранкерами Вованом и Лексусом, естественно, не подозревая, с кем на самом деле разговаривает. Кстати, помимо «минских» откровений, коротко тезисы выступления Авакова выглядят так:
— коррупция на Украине достигла небывалых масштабов, и скрыть её не удастся, придёт время, всё выплывет на поверхность;
— эмиссия гривны достигла потолка и катастрофически угрожает её курсу. Запад прикрутил финансовый краник и потому деньги даже для ВСУ приходят с задержкой, что называется с колёс. Выплаты пенсий, социальных пособий и зарплат бюджетникам вообще под угрозой;
— у политического руководства Украины (имеется в виду нынешнее, Зеленский и его гоп-компания) не хватило политической воли настоять на мирном варианте урегулирования кризиса в Донбассе.
С чего вдруг Аваков стал таким правдорубом — большой вопрос. Поговаривают, что Арсен Борисович выжидает момента, чтобы вернуться в публичную политику. Вот только бывший всесильный глава МВД отчего-то умолчал, что в своё время сам был среди тех, кто активнее прочих доказывал украинскому обществу, вредность, нереальность и абсурдность «формулы Штайнмайера». И тут на тебе — ни дать ни взять, голубь мира…
Впрочем, полагаю, что Аваков не последний украинский политик, с которым в ближайшее время произойдут подобные метаморфозы. Нынешняя украинская элита начисто забыла, кто и зачем развязал войну в Донбассе. Точнее, просто очень не хочет об этом вспоминать.
А между тем, изначально возможность договориться с «мятежным» регионом была (кстати, это ещё большой вопрос, кто на Украине с 2014 года на самом деле мятежник и сепаратист). И это именно ультра-националистическая политика Киева виновата в том, что пророссийские настроения на Юго-Востоке были и остаются столь сильны, а Крым сбежал с Украины при первой же возможности.
Ориентированные на Запад украинские политические силы ещё со времён первого Майдана взяли моду противопоставлять одну часть Украины другой, одних «правильных» украинцев другим — «неправильным», раскачав и без того неустойчивое государство и сделав его настолько «гибким», что теперь оно может принять какую угодно форму. Только вот прежним уж точно никогда не станет.
И если сегодня даже американские эксперты открыто заявляют, что раз уж границы Украины всегда были плавающими, то незачем за них и цепляться, таким как Аваков, остаётся лишь сожалеть об упущенных возможностях. В своей безудержной спеси и непреодолимой заносчивости, подталкиваемые столь же недальновидными западными кураторами, они предпочитали не замечать доводы разума, раздававшиеся даже из-за океана.
Ещё в 1997 году известный американский советолог и автор политики сдерживания времён холодной войны Джордж Кеннан писал: «Расширение НАТО стало бы самой роковой ошибкой американской политики за всю эпоху после окончания холодной войны. Можно ожидать, что такое решение вызовет разжигание националистических, антизападных и милитаристских тенденций в российском общественном мнении, окажет негативное влияние на развитие российской демократии, восстановит атмосферу холодной войны в отношениях между Востоком и Западом и уведёт российскую внешнюю политику в направлении, которое нам решительно не нравится».
И даже после того, как в НАТО проигнорировали этот совет и продвинулись вплотную к российским границам, добавив 14 новых членов, которые ранее или входили в СССР, или были под его контролем, бывший посол США в РФ Уильям Бернс в служебной записке тогдашнему госсекретарю Кондолизе Райс пророчески предупреждал: «Вступление Украины в НАТО — самая яркая из всех красных линий для российской элиты».
Но ни в Вашингтоне, ни, что намного важнее, в Киеве их не услышали. И вот теперь на Украине идёт война, с каждым её днём количество могил на украинских кладбищах увеличивается в геометрической прогрессии, экономика страны вот-вот рухнет под тяжестью недофинансирования и проблем в энергетической сфере, миллионы людей вынуждены были бежать от войны, а западные соседи прожорливо глядят на остатки украинской государственности, уже мысленно прибирая к рукам лакомые куски её территории.
А виной всему необычайная гуттаперчевость украинских политиков, услужливо предоставивших собственную страну в качестве места для разборок мировых держав.
Источник