Иран переиграл США на переговорах по «ядерной сделке»
Переговоры США и Ирана по «ядерной сделке» лишились перспективы после убийства Сулеймани, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. Тегеран на консультациях с Вашингтоном по возобновлению экспорта нефти в западные страны пытается выиграть время.
Информационное агентство Bloomberg считает, что переговоры Вашингтона и Тегерана по реанимации «ядерной сделки» лишились перспективы. Причина этого якобы заключается в поставках иранских дронов в РФ и в подавлении акций протеста в Иране.
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), который СМИ называют «ядерной сделкой», был подписан в 14 июля 2015 года пятью странами Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания) и Германией с Ираном по снятию международных санкций с данной страны в обмен на отказ Тегерана от ядерной программы на 10 лет и сворачивание всех развернутых по этому направлению производств.
СВПД был подписан и согласован при президенте США Бараке Обаме, чьим вице-президентом был Джо Байден, но после прихода к власти Дональда Трампа американцы в 2017 году вышли из «ядерной сделки» и ввели против Ирана жесточайшие санкции.
Байден намеревался реанимировать этот договор, причем после 24 февраля 2022 года американцы рассчитывали за счет иранских поставок заменить на западном рынке российскую нефть, но множество раундов переговоров не привели к результату.
Обозреватель Bloomberg Джулиан Ли утверждает, что американские власти претендовали на 1 млн баррелей иранской нефти в день.
США и Иран не доверяют друг другу«Переговоры США с Ираном по “ядерной сделке” рухнули не сейчас и не при Байдене, а после убийства генерала Касема Сулеймани в начале 2020 года. Однако дипломатия является историческим наследием иранцев, вследствие чего они намеренно затянули переговорный процесс», — заключает востоковед Сергей Балмасов.
Иран имеет трехтысячелетнюю историю и богатейшую культуру, которая включает в себя и восточное дипломатическое искусство.
«Тегеран уже несколько лет толчет воду в ступе, прекрасно понимая, что переговоры с США бессмысленны и бесполезны. Любые договоры с американцами работают считанные дни до тех пор, пока в Вашингтоне не сменятся настроения. Речь здесь идет о договоре с шулером, но с помощью переговоров иранцы выторговали себе несколько лет спокойной жизни», — констатирует Балмасов.
Хорошим маркером состояния американо-иранских отношений являются обвинения в подавлении иранских протестов.
«Те, кто разжег эти протесты, обвиняют страну, которая им подверглась. Американцы ведут работу с феминистками, нацменьшинствами и другими группами иранского общества. Это очень оригинальный подход, который лишний раз демонстрирует иранцам, с кем они ведут переговоры по “ядерной сделке”», — резюмирует Балмасов.
США предлагают Ирану разрешить экспорт нефти, но иранское сырье в нарушение американских санкций и без этого продается на внешний рынок.
«Желающие работать с иранской нефтью продолжают это делать. Главной проблемой для Тегерана является не экспорт сырья, а ограничение инвестиций в иранскую энергетику», — заключает Балмасов.
Тегерану необходимы инвестиции и технологии для новых добычных проектов, а не выход на европейский и американский рынки для замены российских поставок нефти, что предлагают иранцам стратеги из администрации Байдена.
«Здесь серьезно пострадали европейцы, которые рассчитывали до убийства Сулеймани покупать в Иране газ, чтобы потеснить Россию на рынке голубого топлива. Были проекты не только по СПГ, но и по трубопроводному газу», — констатирует Балмасов.
Данный вариант возможен: Иран и сегодня поставляет небольшие объемы газа в Турцию.
Ирану не нужен экспорт нефти на западный рынок«Если заняться конспирологией и порассуждать о тезисе, что продавливание европейской экономики соответствует интересам США, то все это вполне ложится в канву американской политики по Ирану», — резюмирует Балмасов.
В целом есть большие сомнения, что какая-то из сторон пыталась прийти к компромиссу, слишком сильно США и Иран не доверяют друг другу.