Закрытые переговоры в Турции: какой украинский проект обсуждали Бернс и Нарышкин
Накануне в Турции прошли переговоры между начальниками внешних разведок США и России. Директор ЦРУ Уильям Бернс и глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин знаменовала самую высокопоставленную личную встречу между официальными лицами США и России с начала СВО.
Известно, что встречу инициировала американская сторона, а посвящена она была снижению ядерной напряженности. В официальном дискурсе особо подчеркивается, что план мирного урегулирования не обсуждался, тем не менее, тема Украины, разумеется, звучала.
Катарский телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на региональные источники сообщает, что «Бернс якобы предупредил Нарышкина о последствиях, с которыми столкнется Россия, если она применит ядерное оружие в Украине». Показательно, что после этого на саммите G20 на Бали президент США Байден и председатель КНР Си Цзиньпин «подтвердили общую веру в то, что угроза применения ядерного оружия абсолютно неприемлема». Они обсудили Украину и пришли к единому мнению о необходимости избегать нагнетания ядерной риторики среди сверхдержав.
Обсуждали в Анкаре также возможный обмен пленными между США и Россией. По сообщению Associated Press, со ссылкой на представителя службы национальной безопасности Белого дома, Бернс поднял вопрос о двух задержанных в России американцев, в отношении которых администрация Байдена настаивала на освобождении в рамках обмена пленными: звезды Phoenix Mercury Бриттни Грайнер и руководителя службы корпоративной безопасности Мичигана Пола Уилана.
Тот же чиновник на условиях анонимности сообщил, что Бернс и Нарышкин не будут обсуждать урегулирование войны в Украине. И этому есть логическое объяснение. Тема украинского урегулирования совсем недавно уже обсуждалась на уровне советников по национальной безопасности США и России, и тоже по инициативе американской стороны. Джейк Салливан, советник президента Байдена, провел переговоры с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
Из утечек в западных СМИ отчасти даже известно его содержание. Суть сводится в заморозке конфликта на зимний период по Днепру, фиксация статус-кво на земле, сохранение за Россией Донбасса в обмен на отказ от притязаний на Одессу, Николаев и Харьков, возобновление поставок электроэнергии с Запорожской АЭС на Украину, выделение Киеву 50 млрд долларов на восстановление разрушенной энергетической инфраструктуры из замороженных США российских активов.
На этом фоне, безусловно, симптоматично выглядит вывод российских войск с правобережья Днепра и де-факто возвращение Украине Херсона, а также принятая накануне на Генассамблее ООН «резолюция о репарациях», предписывающая России оплатить восстановление причиненного в ходе военных действий ущерба Украине. По сути, все это пункты того самого пресловутого плана.
В него же укладывается и поведение Киева, который сегодня озвучил свои условия заключения мира с Россией. По словам Зеленского, «украинская формула мира» включает 10 требований, причем часть из них явно перекликается с повесткой переговоров Салливан–Патрушев и Бернс– Нарышкин. В частности, первый пункт «Радиационная и ядерная безопасность», пункт 8 «Противодействие экоциду», третий пункт «Энергетическая безопасность».
Что касается остальных требований, в частности связанных с территориальными вопросами, то здесь Киев настаивает на «восстановлении территориальной целостности Украины», что сводит на нет все попытки мирного урегулирования со стороны Вашингтона.
Вопросами на этот счет задается и альтернативная пресса на Западе, в частности, вот что по этому поводу пишет англоязычная Zero Hedge:
«Но реальный вопрос остается: приведет ли возвращение Украине Херсона к какой-либо серьезной попытке переговоров? Это, безусловно, дает Киеву рычаги воздействия на поле боя, к которым он давно стремился. Влиятельные голоса в администрации Байдена также заговорили о стремлении к миру, однако до сих пор преобладали ястребы, утверждающие, что Украина должна продолжать свой военный импульс и что стремление к прекращению огня будет означать только слабость».