Украина vs Белоруссия: любовь и санкции
Даниил Денисов, журналист
«И чего только Белоруссия не сделала, что просила Украина?» — сказал однажды Александр Лукашенко. Действительно, всё во взаимоотношениях двух стран начиналось хорошо и многообещающе. Вскоре после избрания Зеленского президентом Украины он встретился с белорусским президентом на региональном форуме в Житомире, где лидеры двух соседних государств обсуждали долголетние совместные планы и не скупились на обещания, выйдя после переговоров к прессе. Тогда Лукашенко называл Зеленского «здравым, нормальным и обучаемым молодым президентом», на которого он «никогда не будет смотреть косо или снисходительно». Тогда же Владимир Зеленский, «сверяя часы» и обсуждая повестку дня после подписания двусторонних документов, говорил: «Мы друг друга понимаем. Я горжусь и уверен, что каждый украинец гордится, что у нас такие хорошие соседи и хорошие отношения».
Но «гордился» Зеленский недолго – помешала прозападная конъюктурная солидарность. Не прошло и года, а официальные представители Украины называют теперь Александра Лукашенко президентом разве что с приставкой «самопровозглашенный», отношения между двумя государствами скатились до бойкотов, санкций и взаимных обвинений на всех без исключения уровнях.
Не успев дождаться объявления европейских ограничений против Белоруссии после известного инцидента с самолётом Ryanair, Украина поспешила первой закрыть воздушное пространство для авиарейсов из Белоруссии и заявила о подготовке своего пакета санкций против соседней страны. Для затравки уже запрещён импорт электроэнергии из Белоруссии (пусть и типично по-украински, до начала отопительного сезона), а также введены спецпошлины в 35% на белорусские грузовики и автобусы.
«Стреляют себе в ногу», — так оценил «добрые отношения с хорошими украинскими соседями» Александр Лукашенко.
Удар с рикошетом
Затеянная Киевом торговая война, впрочем, имеет свою недавнюю предысторию. В ноябре прошлого года Лукашенко в интервью белорусским и зарубежным СМИ так отреагировал на проявление первых недружественных экономических действий: «Все эти виляния вашего президента, Зеленского — это позорное подтявкивание Евросоюзу и Америке. Вот не ввели бы они санкции против нас, и Володя Зеленский на это бы не пошёл. А ввели, махнули – и он побежал следом». Представляется, что обидные для Зеленского слова о «подтявкивании» хозяевам услышали в Киеве, и в ответ поспешили ввести свои новые санкции против Белоруссии раньше ЕС и стран G7. Теперь весь мир знает, что Украина, как-никак, независимая страна. И она никогда не прибегала к чьим-либо «позволениям» для принятия важных решений, тем более — «бегая следом»…Она сама все решает и раньше своих патронов принимает согласованные с ними решения…
Таким образом Украина первой объявила торговую войну Белоруссии, которая является по значимости 6-м её внешнеэкономическим партнёром. Теперь прекращённое авиасообщение между странами и закрытое для Минска воздушное пространство Украины, несомненно, послужит мощным катализатором для белорусских ответных действий.
Здесь можно вспомнить, что были времена и получше. Белоруссия и Украина добивались значительных объёмов взаимного товарооборота, став за последние годы важными торговыми партнёрами. Пять лет назад Александр Лукашенко даже стал самым популярным иностранным политиком на Украине. Социологические опросы давали ему 63% процента поддержки, что вдвое, а то и втрое превышало рейтинги действующих украинских политиков. Он сумел тогда договориться с киевскими властями о получении Белоруссией иранской нефти через украинские порты. Благодаря этой сделке и такому мощному альтернативному источнику, Белоруссия получила для своих перерабатывающих заводов около 600 тысяч тонн нефти. В 2019 году двусторонний товарооборот составил 5.8 миллиарда долларов. В 2020-м товарооборот, правда, сократился до 4.23 миллиардов.
Белоруссия занимает третье место по объёмам внешней торговли среди соседних стран Украины. Опережают ее, по данным украинской таможенной службы, только Польша и Россия, товарооборот с которыми за прошлый год составил примерно по 7.4 миллиарда долларов. Импорт белорусских товаров на Украину в 2020 году составил 2.89 миллиарда, превысив экспорт украинских предприятий (1.34 миллиарда долларов) более чем в два раза. Топливо и нефтепродукты традиционно составляли львиную долю товарооборота – 1.52 миллиарда долларов, что превысило третью часть от всего объёма торговли между странами.
Теперь же, в связи с продекларированными Минском ответными санкциями, наиболее ощутимым для Украины может стать запрет на поставки бензина и дизельного топлива украинским предприятиям и госструктурам. На Украине реально может возникнуть катастрофический дефицит горючего, и прежде всего бензина А-95. В прошлом году белорусские нефтепродукты занимали более 40% украинского рынка бензина, 30% рынка дизтоплива и 18% рынка автогаза. Ещё около 10% нефтепродуктов поставляла Литва, но и этот объём шёл транзитом через Белоруссию.
Эта «стрельба себе в ногу», но теперь уже из всех орудий, в виде необоснованного прекращения торговых отношений с Белоруссией, может стать критической для экономики Украины.
«Сегодня нам сказали, что поставок А-95 совсем не будет», — сетовал на днях ресурс «Украинская правда». Привлечённые эксперты в материале издания отмечают, что рынок в таком случае обрушится в два раза – среднемесячные поставки на Украину белорусского А-95 составляли 55 тысяч тонн.
Правда, тут же зазвучали оптимистические прогнозы, пусть и в несколько характерном декоративно-цирковом стиле. Мол, «пока будет 92-й, будет и 95-й!». Понятно, что никакой Минск не сможет своими «несправедливыми санкциями» запретить украинским АЗС проводить «высокотехнологичные операции» с превращением топлива с низким октановым числом в бензин премиум — класса. Местные автолюбители подтвердят, да и трейдеры не станут особо спорить.
В Киеве уже рассматриваются и обсуждаются на серьёзном уровне возможности поставок бензина на Украину танкерами откуда-нибудь из Греции или даже «проверенным на антраците» маршрутом из Пенсильвании. «Задача стоит нестандартная – найти 50 тысяч тонн «пятого». Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем», — пишет в Facebook директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
На втором месте после риска ответных топливных санкций – удобрения, которые Украина закупает у Белоруссии. Доля белорусских товаров в этом сегменте составляет треть украинского рынка – импорт в 2020 году составил 290,2 миллиона долларов. Замыкает тройку ввоз наземного транспорта и оборудования к нему. Объём импорта белорусской техники год назад превысил 211 миллионов долларов.
Предвидя возможные ограничения со стороны Минска, мэр Львова Андрей Садовый, опять же стараясь быть первым, поспешил сообщить, что город сам отказывается от покупки 100 белорусских МАЗов, дабы «не финансировать режим Лукашенко» и с целью «поддержки украинских производителей». Довольно экстравагантное решение, учитывая печальный уровень украинского промпроизводства.
Впрочем, как бы ни были предусмотрительны украинские чиновники, Минск уже ввёл в качестве превентивных ответных мер режим индивидуального лицензирования импорта целого ряда украинских товаров. Под ограничения попали кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, кирпич, плиты ДСП и ДВП, керамическая плитка, обои, сельхозтехника, стиральные машины, мебель и др. А это почти вся линейка несырьевых товаров Украины.
Очень вероятны серьёзных потери для Украины в случае вероятного ответа Белоруссии в сфере транзита украинских товаров в страны Балтии.
«Белоруссия может просто перекрыть движение этого маршрута. В последнее время товарооборот по этому пути существенно возрастал, и многие наши товары шли в страны Балтии. За последний год грузооборот по этому маршруту составил более миллиона тонн. Если потеряем этот маршрут – получим убытки в десятки миллионов долларов в год. Будут и косвенные убытки, ведь с закрытием маршрутов мы теряем и рынки», — говорит в комментарии ТСН.ua экономический эксперт Алексей Кущ, подчёркивая затем, что Украина до сих пор продаёт в основном сырьё без достаточного уровня добавленной стоимости.
Оценивая произошедшие в последние дни события и заявления представителей Украины и Белоруссии, можно представить два сценария развития кризиса между этими странами.
Первый – обе стороны пойдут по пути полноценной торговой войны. Вероятность такого сценария, а значит и продолжение взаимных торговых ограничений, наиболее высока. Движение Украины в кильватерной колонне своих западных кураторов и серия недружественных заявлений украинского МИДа в отношении Белоруссии и ее президента делает такой сценарий фактически неминуемым. При этом развитии событий издержки понесут оба государства, но Украина пострадает в большей степени. Слова украинских и белорусских чиновников о переориентации рынков остаются пока лишь политическими заявлениями.
В этих условиях Украина, изначально спровоцировавшая торговую войну, имеет значительно меньше возможностей реагировать на ответные действия Минска. Обещания поддержки от Литвы или Варшавы, даже от ЕС — являются лишь риторикой. Никто не отдаст Киеву часть своего рынка, несмотря на его бравые утверждения, что «весь мир с нами». Да и лозунг этот несколько девальвирован усилиями самого же Киева.
В свою очередь, и Минск стал демонстрировать международному сообществу вообще, а Украине в частности, что готов сжечь мосты во взаимных отношениях, если откровенно враждебная политика в отношении республики не прекратится. В этих новых для себя условиях, исключающих прежнее стремление Минска к многовекторности, перспективы развития белорусской экономики будут ещё в большей степени, чем раньше, зависеть от позиции России. Немаловажным станет готовность российского правительства оказывать всестороннюю поддержку попадающей в изоляцию Белоруссии.
Альтернативным вариантом может стать попытка Украины и Белоруссии вернуться во взаимное правовое поле — в режим Соглашения о свободной торговле. В этом случае, когда любые ограничения будут базироваться на правовых, а не политических механизмах, остаётся сохранение условий для сотрудничества бизнеса. Пусть не в стратегических или государственных отраслях и пусть даже в условиях санкций. Примеров таких в современных реалиях предостаточно.
Глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что это был выбор Украины – поставить отношения с Минском «на паузу», тогда как его страна всегда заявляла, что «поддерживает и заинтересована в развитии всестороннего сотрудничества с Киевом».
Сделать это довольно сложно в условиях, когда необходимо сесть за стол переговоров в режиме ограничений Киева на официальные контакты и непризнания выборов президента Белоруссии. Возможностей для политического диалога между Киевом и Минском сейчас практически не осталось, особенно учитывая безальтернативную ориентацию Киева на своих западных партнеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции