«Мы ввязались в дело, которое неизвестно, когда закончится»: Ходаковский о войне, солдатах и командирах

«Мы ввязались в дело, которое неизвестно, когда закончится»: Ходаковский о войне, солдатах и командирах
Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, позывной «Скиф», рассказал о войне, как явлении, и о роли в ней обычного солдата и командира.

«Мы ввязались в дело, которое неизвестно, когда закончится, и вопрос в том — хватило бы терпения? Мы имеем полное право обвинять Украину в том, что она развязала войну».

«Война явление не только нежелательное, но и максимально отвратительное из всего, что только может быть. Мы воюем поневоле, так как нас принудили к этому. Считать войну как „нормальное явление“ и желать ее наступления, мне кажется, — это сбой в психике. Нормальный человек должен жить, трудиться, растить детей. К войне нужно относиться только как к безысходному делу, когда тебе ее уже совсем навязали, и ты вынужден принять вызов и воевать.

Солдат — это душа и жертва войны. Почему человек на войне так много работает, несмотря на то, что у него есть автомат? А все потому, чтобы просто банально обезопасить свою жизнь в условиях, которые для этого очень плохо приспособлены и предназначены. Он копает, делает перекрытия над собой. Старается принять больше мер и приложить максимум усилий, чтобы просто выжить. 80-90% солдатского труда — это работа со строительными инструментами, и только 10% — это активные боевые действия.

Командир — это тот человек, которому солдат безоглядно доверяет свою жизнь, и имеет надежду на то, что этой жизнью распорядятся максимально правильным образом.

Когда солдат тебя называет командиром за глаза, когда тебя нет рядом, значит, можешь считать, что ты вобрал в себя все те качества, которые нужны солдату. У нас, между мной и моими бойцами, которые до сих пор независимо от обстоятельств считают меня своим командиром, есть такая гласная договорённость: „До тех пор, пока я им нужен как командир — я с ними!“. До тех пор, пока процесс длится и результат не достигнут, а у нас есть силы и возможности участвовать в этом процессе — мы будем это делать!».