Военный суверенитет: зачем Европа создает собственную армию
Евросоюз централизует военное управление странами блока параллельно НАТО в рамках европейской солидарности и единства. На это направлено создание к 2023 году Сил быстрого реагирования численностью 5 тыс. человек и система совместных военных заказов вооружений и техники, изымаемых из юрисдикции национальных правительств стран ЕС, в соответствии с принятой в марте программой «Стратегический компас».
В ноябре была заявлена ещё одна, совместна с Великобританией, военная программа «военной мобильности», направленная на создание необходимой интеграционной логистической инфраструктуры (транспорт и топливо) для оперативной переброски войск на восток — к границам СНГ, но читай России. До 2027 года ЕС выделил под задачу 6 млрд евро.
Ранее в октябре 15 стран Евросоюза подписали ещё одно военное соглашение — о создании единой системы ПВО/ПРО под названием Sky Shield («Небесный щит») на основе израильских комплексов Arrow 3. Само название повторяет наименование военно-воздушных учений США начала 1960-х годов по отражению имитированной атаки СССР на крупнейшие города Америки.
В ней участвуют Великобритания, Норвегия, Финляндия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Чехия, Словения, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Латвия, Литва и Эстония. Данная программа предполагает кстати и создание системы ПВО/ПРО на Украине. Sky Shield будет базироваться на сетецентрических принципах и управляться искусственным интеллектом, чтобы уничтожать цели на этапе движения, а не подлета к цели. Это должно увеличить поражение воздушных целей в 2,5–3 раза.
Таким образом, Европа движется к созданию собственной, независимой от США армии вне НАТО. Подстегнула движение к военной автономия спецоперация на Украине, однако попытки создания собственных ВС начались задолго до этих событий. Ещё в 2008 году (в мае, то есть до 08.08.08) тогдашний министр иностранных дел Германии Штайнмайер призвал к созданию армии 27 стран ЕС под единым командованием. В авангарде движения стояли Германия и Франция.
После начала войны на Украине Берлин совершил дрейф в сторону Польши, попытавшись осенью 2014 года создать совместные военные силы. Корпус «Север–Восток» со штаб-квартирой в польском Щецине включал сухопутные, военно-морские силы и разведку и мыслился как «праобраз армии ЕС». Начиная с 2015 года, передача военного суверенитета стран Евросоюза в Брюссель активно лоббировалась руководством ЕС. Её поддерживали Финляндия и Германия. Сегодня идею армии ЕС активно продвигают все те же немцы и французы, а также британцы.
Главная причина в нарастающей милитаризации Евросоюза заключается в сильной зависимости от США в рамках НАТО, которая негативно сказалась на европейских странах на фоне украинского кризиса. Оказалось, что альянс не способен обеспечить Украину оружием без ущерба для стран Европы, и при этом американский ВПК использует ситуацию в целях собственного обогащения. Но самое главное, Европа испытала шок после спонтанного ухода США из Афганистана. И где гарантии, что американцы не провернут такой же отход из Украины, бросив Европу один на один с вооруженной «черной дырой» на востоке.