Мы скорее за Азербайджан, чем за Армению
Нет, я ничего не имею против Армении и армян. Дай Бог, им здоровья, и, если мы останемся близкими народами — это будет просто прекрасно! Но если сами армяне ставят нас в положении «или — или» в своем противостоянии с Азербайджаном, отказываясь подписывать документы ОДКБ, как сделал это Премьер Армении Никол Пашинян, то нам придется выбирать.
Владимир Путин продолжает филигранно балансировать между близкими для нас странами, но если армяне хотят прижать нас к реке, то, боюсь, выбор им не понравится. Нет, у нашего Президента могут быть, конечно, свое видение на это и на наше союзническое обязательство в ОДКБ, но со стороны кажется, что весь интерес России сейчас — на стороне Азербайджана. Ну, а что вы хотите? Все страны действуют в своих интересах, а мы почему должны поступать по-другому?
У Путина прекрасные и давние отношения с Ильхамом Алиевым. Совместно мы строим сейчас новый газовый распределительный центр в Турции, который коснется всех! Это — мировой проект. С Азербайджаном у нас — нефтяное сотрудничество.
Даже с военной точки зрения, если проецировать ситуцию на Украине на армяно-азербайджанский конфликт, то мы, скорее, — «Азербайджан». Отвоевали свои территории, не хотим их больше ни за что отдавать. Пашиняна, как и Зеленского, призывают смириться с потерями, и Премьер-министр Армении даже попробовал это сделать, собравшись подписать «американский документ», — так армянский народ его за это едва не отправил в отставку. На Украине националисты тоже ни за что не позволят Зеленскому признать потери.
Да, армяне , как и большинство россиян, — христиане. Армения входит в ОДКБ. В России проживает 1 миллион 100 тысяч армян — и это седьмая народность России. Но и азербайджанцев у нас немало. 600 тысяч — и это 11-я по числу народность среди 194. Более того, именно азербайджанцы контролируют овоще-фруктовый бизнес России и их саботаж в условиях санкционного давления может привести к настоящему коллапсу в стране в этой витаминной области.
В общем, если придется выбирать — а, надеюсь, никогда не придется! — наш выбор, может быть, ну, вы сами понимаете, какой. Не мы этого хотим, но придется отпустить Армению из ОДКБ.
Только вопрос — что она при этом получит? Потеряные земли в Нагорном Карабахе ближе от этого не станут. Ни на грамм. А то, что исторически Армения находится в кругу врагов и Россия для нее — единственный мостик дружбы., — известно всем.
Армению с трех сторон окружают Турция, Азербайджан, Грузия.
Туркам армяне не могут простить геноцид, который был устроен по отношению к ним в 1915 году. Тогда было вырезано около полутора миллионов армян. А с учетом репрессий конца 19-го века, эта цифра может оказаться еще выше.
Первопричиной такого отношения турок к армянам несомненно была религия. Ведь армяне как этнос сформировались еще в VI веке до нашей эры, образовав со временем государство – Великую Армению. Именно армяне в IV веке нашей эры первыми на государственном уровне приняли христианство, и в дальнейшем именно Армянская апостольская церковь служила одним из главных объединяющих факторов этого народа.
Когда же Великая Армения прекратила свое существование и в результате попала в зависимость к разным завоевателям, оказавшись в конце концов в составе Османской империи, отношения к армянам оказалось как ко второразрядным гражданам – зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги, не имели права свидетельствовать в суде. А до этого многочисленные тюркские завоеватели их насильно пытались обернуть в мусульманство.
Геноцид армян является вторым по изученности актом геноцида в мировой истории после Холокоста. Однако Турция не признает геноцид, как такового, соглашаясь лишь с тем, что в тот период действительно погибло много армян. Россия геноцид армян признает, и это – одно из обстоятельств, которое осложняет наши отношения с Турцией.
С Азербайджаном и Нагорным Карабахом и так все понятно.
Грузия. Здесь, конечно, не все так эпически. Но свои разногласия тоже имеются. Иначе не вызвала бы в свое время такой переполох в Грузии фраза выдающегося грузинского театрального режиссера Роберта Стуруа еще во времена правления Саакашвили. Саакашвили, сказал он, мол, не любит грузинский народ, потому что он вовсе не грузин, а армянин.
Первый раскол между Грузией и Арменией произошел еще в 7-м веке, когда Грузинская церковь пошла по пути постановлений Халкидонского церковного собора, а армяне, не присутствующие там, остались монофизитами. Этот факт, возможно, имеет значение, потому что взаимоотношения грузин и армян во многом обусловлено ощущением ими собственной истории. Грузины и армяне не просто трепетно относятся к своей многовековой истории, как в принципе большинство народов мира, они живут этой историей! Это их самосознание, предмет гордости! Поэтому без конца и спорят о происхождении Багратидов (грузины или армяне), рождении грузинского алфавита, минеральной воды или силы «Динамо» (Тбилиси) и «Арарата».
Сейчас Грузия для Армения – это окно в Европу. Только через нее у нее есть выход к морю и потенциальному ЕС — если Армения все-таки окончательно поменяет курс. Зато и у Армении есть рычаг. Южный регион Грузии Джавахети исторически имеет серьезную армянскую направленность, там проживает до 400 тысяч армян. Вы понимаете, что теоретически здесь может произойти, поэтому Грузия крайне бережно относится к этому региону.
И вот теперь давайте вспомним слова известного тележурналиста Михаила Леонтьева, сказанные им на радио и вызвавшие в свое время такой переполох. Мол, «что Армения никому, кроме нас, больше не нужна». Да, армянское лобби в США очень сильное, Запад с удовольствием оторвал бы Армению от России, выдирая от нас по кусочку. Но что это в итоге даст Армении? И что появится в таком случае у России, если это окончательно произойдет?
А появится крепкий нефте-газовый экономический союз с Азербайджаном и поддержка его территориальной целостности. Сгладится еще одно противоречие с Турцией. Мы сможем не оглядываться на уровень жизни в Армении и не ощущать себя ответственными за судьбу нашего близкого народа.
Да, в этом случае мы потеряем нашу базу в Гюмри на границе с Турцией.
Но что получит при этом Армения? Кроме самолета с напечатанными только что долларами США?! Да, на первом этапе это будет немало, но потом начнется обычная жизнь — с Турцией и Азербайджаном по границе.
Зона ЕС?! Но это вообще миф – с таким-то географическим положением. Полная зависимость от Грузии и нереально дорогая логистика. Да еще ощущение того, что ты самый последний ребенок по вниманию в семье Евросоюза.
Поэтому-то и не понимаю, почему мы так недавно заволновались – какой путь выберет Армения? Да это в Ереване должны день и ночь переживать о том, что сейчас на уме у Президента РФ…