Почему праведный Будда счастлив?
Статуя Будды — классика пропедевтики. Сидящий в позе лотоса, опустивший веки долу и слегка улыбающийся великий Учитель как бы всем своим видом доказывает адептам неотвратимость нирваны. Есть, однако, вопрос, который может задать человек, обладающий изысканным нравственным чутьем (таким, к примеру, как у меня). Вопрос следующий: нет ли этической проблемы в том, что хорошему человеку – хорошо?
Действительно, мы привыкли к тому, что хороший поступок требует от человека, который его совершает, скорее, усилия над собой чем приятной расслабленности. Своеобразной жертвы требует – энергией, деньгами, временем и так далее. По результату такой «жертвы» у человека, конечно, возможно появление чувства морального удовлетворения, но никак не удовольствия. Иначе возникает знаменитый «эффект бабушки»: если вам нравится переводить бабушек через дорогу, пора честно задуматься над тем, не являетесь ли вы геронтофилом. И. Кант по данному случаю сказал сурово, как отрезал: «если вы делаете доброе дело с удовольствием, вы не делаете доброго дела». Мораль связана с долгом, а не со счастьем
Но у Будды получается наоборот. Вне всякого сомнения, Будда — хороший. И при этом ему — хорошо. Ответ на этот этический парадокс чрезвычайно прост. Чтобы понять, как нам оценивать ситуацию с обычным индийским принцем, который, после экзистенциального шока, стал оригинальным мыслителем, нужно тонко чувствовать пульс истории. Дело в том, что древность не просто была давно. Она была другой. Древнее мировоззрение — пантеистично. Для древних мыслителей в каждом человеке находится душа: вечная, предельно информативная и абсолютно блаженная частица божества. И вот эта замечательная душа заключена, словно в темнице, в материальном теле.
Итак, логика древних такова. В силу своего совершенства, душа хорошая и ей хорошо. В силу своего несовершенства, тело плохое и ему плохо. Когда Будда призывает избавляться от желаний, в этом суть его «благородных истин», он призывает человека встать на сторону души и открыть боевые действия против своего тела. В ходе такой последовательной и многолетней борьбы «добра со злом», названной Буддой «восьмеричным путем», доля тела в жизни человека будет уменьшаться (а вместе с ним уменьшаться страдания), а доля души будет увеличиваться (а вместе с ней увеличиваться блаженство). В итоге, тело — подавлено, душа — раскрыта, праведник — счастлив.
И никаких бабушек!