Новая дорога на Украину: Брюссель признал Rail Baltica стратегическим для НАТО
Затянувшийся и нерентабельный проект железной дороги Rail Baltica, призванный соединить Западную Европу с Прибалтикой, получил вторую жизнь благодаря СВО. Брюссель признал проект стратегическим и обещает профинансировать его на 85%. На повестке дня — соединение его с Финляндией и Украиной.
Накануне в Еврокомиссии заявили, что война на Украине коренным образом изменила функцию проекта Rail Baltica, сделав его важным для обороны ЕС и НАТО на фоне вступления в альянс Швеции и Финляндии. Rail Baltica из грузового и пассажирского превращается в военный проект, его будут использовать для перевозки военных и техники.
Железнодорожная линия Rail Baltica длиной 730 км соединит Таллинн, Пярну, Ригу, Паневежис, Каунас, Вильнюс и Варшаву. Из Прибалтики через паромную переправу будет налажена логистика с Финляндией. В 2014-2021 годах на ее строительство уже было выделено более 1,2 млрд евро. Новый проект по линии ЕС должен быть готов не позднее 2024 года.
Проект общебалтийской железной дороги начался ещё в далеком 1997 году и на протяжении более 20 лет вызывал немало споров, прежде всего в самих прибалтийских странах. Нерентабельным он считался и в самом ЕС, прежде всего из-за низкого пассажиропотока, недостаточного для его окупаемости. Однако, как говорится, «война все спишет» — на войну у Европы деньги есть.