Татьяна Навка: «Характер человека — это его судьба»

Новости

Олимпийская чемпионка Татьяна Навка не из тех, кто почивает на лаврах. Добившись высших спортивных наград и выйдя замуж за пресс-­секретаря президента Дмитрия Пескова, светским раутам она предпочитает тренировки на льду. И сейчас готовит поклонникам новое шоу «История любви Шахерезады». Подробности — в интервью журнала «Атмосфера».

— Татьяна, скоро Новый год. Каково ваше отношение к этому празднику, ждете ли волшебства, чуда?

— Конечно, это один из моих любимых праздников, еще с детства, когда вся семья собиралась вместе. Наверное, у многих он ассоциируется именно с детством, с верой в чудеса и Деда Мороза. Помню, что я немного побаивалась этого дедушку с огромной бородой, которому еще и стишок рассказывать приходилось. В каждом районе был детский городок, и туда сбегалась детвора: водили хороводы, устраивали конкурсы, получали конфеты, подарки. Жаль, что у наших детей нет такого бесшабашного детства.

— Для младшей дочери Нади готовите сюрпризы? И может, у вас есть семейные традиции встречи Нового года?

— Где бы мы ни встречали Новый год — в ресторанах, в отпуске в теплых краях, — ничто не сравнится с домашним уютом, когда мы все вместе сидим за накрытым столом, с обязательным салатом оливье и тортом «Наполеон», у красиво украшенной елочки и слушаем обращение Президента. Деда Мороза мы для Нади приглашаем, собираемся компанией друзей, у которых тоже есть дети, и дарим им чудесный праздник. Дочка до сих пор верит в Деда Мороза, заказывает ему подарок. Но самый большой волшебник для нее — это, конечно, папа. За каждую хорошо сделанную работу она умудряется выманить у него поощрение: «Папа, я же заняла первое место на соревнованиях, мне нужен подарок», «А вот послушай, как хорошо я выучила стихотворение, — мы же с тобой сходим в ‘Детский мир?». И папа ничего не может с собой поделать, сдается. (Улыбается.)

— А вам больше нравится подарки дарить или получать?

— И то, и другое. Особенно радостно, когда с сюрпризом попадают в точку.

— У вас в детстве была заветная мечта?

— Стать олимпийской чемпионкой, стоять на пьедестале.

— А материальная? Наверное, какие-нибудь коньки?

— Нет. Костюм члена сборной СССР. Я очень любила Новый год, потому что, когда я приехала в Москву тренироваться (а мне было всего четырнадцать лет), отпуск нам давали только один раз в год, летом, но еще отпускали домой на новогодние каникулы… Ну как каникулы — тридцатого декабря у меня была вечерняя тренировка, потом я уезжала в Днепропетровск к родителям, встречала с ними Новый год и первого января снова садилась на поезд в Москву. Так хорошо помню эти эмоции: радость, трепетное ожидание, что увижу своих родных… Я очень скучала по дому.

— У Нади такие же амбициозные мечты, она мечтает подняться на пьедестал?

— Надя уверена, что станет чемпионкой. Я считаю, что каждый человек рождается с определенным кодом, способности можно развить, но основное заложено уже с рождения. Характер человека — это его судьба. Сегодня Надя ленилась, сказала, что не пойдет на ОФП (общую физическую подготовку) — она, мол, вчера сильно устала, ударилась коленкой, и теперь коленка болит. Я говорю: «Ну скажи об этом своему тренеру, отпросись». — «Ты же знаешь, что она ответит… Болит не болит — иди на занятия». Я считала, что, если я увиливаю от тренировок, я проиграю, а Надя так не думает. Ей кажется, она все равно выйдет на лед и всех победит. Думаю, понимание, что нельзя делать себе поблажки и тем самым давать конкурентам возможность обойти тебя, еще придет к ней.

— У нее уже первый юношеский разряд. Гордитесь ее успехом?

— Конечно, разряд — это круто. Но я прежде всего горжусь тем, что она развивается, занимается любимым делом — а она обожает фигурное катание. Еще Надя учит три языка: английский, французский и китайский, — раз в неделю играет на фортепьяно. Она многое умеет в свои восемь лет, и я счастлива, что у меня есть такая возможность — разносторонне развивать ее способности.

— Одно время вы говорили, что не хотите отдавать ее в большой спорт…

— Я не то что не хочу. Я не буду настаивать, если она вдруг больше не захочет заниматься фигурным катанием. Самое главное — найти свое любимое дело, интерес в жизни. Тогда не будет тягостных размышлений, депрессий. Для женщины очень важна семья, счастье материнства, но не менее важна и самореализация. Если тебе неинтересно жить, чему-­то учиться, то и с тобой не будет интересно ни детям, ни мужу, ни окружению.

— Вы-то точно не готовы успокоиться на достигнутом. И к Новому году планируете поставить ледовое шоу по мотивам восточных сказок «История любви Шахерезады». Как идет подготовка?

— Уже пять лет подряд мы делаем новогодние премьеры — сказки на льду. Каждый раз я говорю себе, что уже такой большой опыт и для волнения нет причин. Но все равно беспокоюсь, что где-­то мы недоработали, что получится хуже, чем в прошлом году, поэтому расслабляться нельзя. Я тот человек, который считает, что надо выкладываться по максимуму. Это тяжелые ночные тренировки, порой до пяти утра, и репетиции. И я вдвой­не жду Нового года, чтобы уже 24 декабря состоялась премьера нашего нового шоу во дворце спорта «Мегаспорт», хочу выдохнуть от этого нервного напряжения и получить удовольствие от выступлений.

— А почему репетируете ночью?

— Мы же тренируемся несколько месяцев до шоу, а владельцы ледовых арен сдают катки на постоянной основе хоккеистам, которые тренируются круглый год ежедневно вплоть до двенадцати ночи. Не можем же мы отбирать у них лед на время наших репетиций, это неправильно.

— Как вы считаете, в тяжелые времена, когда у многих людей подавленное настроение, нужны такие шоу?

— Обязательно нужны, это положительные эмоции, которые питают душу. Для меня сходить в театр — как сходить в храм. Баня — это храм для тела, а театр — храм для души. Посмотришь хороший спектакль — и хочется жить, творить, любить, что-­то переосмыслить, о чем-­то задуматься. В сказках всегда счастливый конец, и эта вера в то, что добро побеждает зло, нам очень нужна. Переполненные зрительные залы на наших шоу — лучшее тому подтверждение. Для многих людей уже особая новогодняя традиция — сходить на ледовую сказку Татьяны Навки, и это очень приятно. Хочется, чтобы и дальше у меня были возможности, силы и желание творить, идти вперед, что-­то новое придумывать.

— Чем вас вдохновила Шахерезада?

— Восточные сказки «Тысяча и одна ночь» мы все читали в детстве. Я давно хотела сделать такое шоу, но в прошлом году все-таки решила остановиться на «Лебедином озере», потому что это величайшее произведение Чайковского, прекрасная музыка… один из самых популярных балетов в мире! Кстати, я недавно прочитала, что Петр Ильич был очень недоволен этой своей работой. Первая постановка Рейзингера оказалась скучной и успеха не имела. Огорченный композитор в переписке с друзьями назвал балет «дрянью», но заявил, что время этого произведения еще не пришло, его оценят позже. Так и случилось, когда в 1895 году новую жизнь в спектакль вдохнули прекрасные балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. И вот после такого классического произведения мне захотелось на контрасте буйства красок Востока, фейерверка, яркого праздника, чтобы люди зарядились этой энергией и эмоциями. Мой хореограф-­постановщик и режиссер Игорь Оршуляк принес мне эту сказку, по мотивам которой мы написали сценарий.

— А вы, кажется, впервые в жизни играете отрицательного персонажа — Саис.

— Я все время катала нежных, добрых героинь. В «Лебедином озере» очень хотела сыграть черного лебедя, но мне не было замены на белом. И вот наконец появились Виктория Синицына и Никита Кацалапов, которым мы с Петром Чернышовым можем передать эстафету. Это невероятно красивая пара, талантливые ребята, величайшие спортсмены, серебряные призеры Олимпийских игр. Так что в этой постановке Виктория будет Шахерезадой, светлым ангелом, а у меня появится возможность сыграть характерную роль, проявить себя с другой стороны. Мне кажется, это даже интереснее. Ну и, конечно, как у всякой сказки, у нашей истории есть мораль: часто отвлекаясь на мишуру, мы, люди, забываем о главном. А главное в жизни — это любовь. Шахерезада рассказывает истории своему возлюбленному, царю Шахрияру, и, только проходя через определенные испытания и трансформации, он в конце концов понимает, что любит ее по-­настоящему.

— В чем, по-­вашему, заключается женская мудрость: вдохновлять мужчину, развивать его лучшие качества?

— В нашей новой сказке — да, конечно!

— А в жизни?

— Я считаю, что ощущение гармонии и атмосфера в доме в первую очередь зависят от женщины. Именно она вдохновляет мужчину на свершения, дает ему уверенность в себе и своих силах.

— Вы спортсменка, олимпийская чемпионка, у вас сильный характер. А дома вы какая: нежная, ласковая?

— Стараюсь быть такой, хотя порой и я не ангел. (Смеется.) Самое главное — это уважение друг к другу; когда ты уважаешь своего партнера, уже не можешь позволить себе лишнее.

— Если вы хотите чего-­то добиться, говорите в лоб или идете дипломатическим путем?

— По-­разному (смеется), иногда путь дипломатии кажется мне слишком долгим и сложным. Я же Овен — нетерпелива по натуре, мне трудно ждать.

— Я читала интересную историю о том, что Дмитрий Сергеевич при вашем знакомстве не знал, что вы фигуристка, олимпийская чемпионка. Как такое возможно?

— Я тоже не знаю, как так получилось. (Смеется.) До сих пор утверждает, что не знал. И думал, что я девушка, которая по телевизору рекламирует краску для волос. Когда мы познакомились, он удивился, что, оказывается, я еще и спортсменка, фигуристка, а не только модель. (Смеется.)

— Какое впечатление он тогда на вас произвел?

— Интересный, уважаемый человек, но я с людьми такого уровня много раз в жизни встречалась и встречаюсь.

— А вы замечаете, что как-­то изменилось отношение к вам со стороны тех людей, с кем вы раньше общались?

— Безусловно, особенно в первое время я это ощущала. Но и я изменилась тоже: я повзрослела, родила второго ребенка, стала продюсером. На мне лежит большая ответственность. Что касается вашего вопроса, я всегда иду от сердца: если мне нравится человек, я общаюсь с ним, если нет — стараюсь его избегать. Изначально я не вижу в людях плохого, считаю, все мы имеем право на ошибку, и многое могу простить, оправдать. Другое дело если кто-то намеренно строит козни, плетет интриги — от таких я стараюсь держаться подальше.

— Удалось ли вам сохранить старые дружеские связи?

— У меня была очень хорошая близкая подруга с Украины, мы росли вместе. И очень печально, что сейчас из-­за политической ситуации мы перестали общаться. Эти события разделили близких, семьи, друзей, что очень тяжело.

— Вам важно, чтобы ваши основные мировоззренческие взгляды с мужем совпадали?

— Безусловно, и мы работаем над этим — разговариваем, ведем философские беседы. В целом я считаю, супруги должны смотреть в одну сторону. Я знаю такие пары, которые даже развелись из-­за политических разногласий.

— Вообще, стало больше политики в вашей жизни?

— Да. Муж смеется, что мне уже пора вести какую-нибудь политическую программу. Я много читаю, регулярно смотрю новости, очень погружена в это. Порой мы с Дмитрием Сергеевичем спорим, но это нормально, в спорах рождается истина.

— А он стал лучше разбираться в фигурном катании?

— Нет, он высказывает свое мнение как зритель — нравится или нет. Иногда наши взгляды не совпадают. Он вообще считает, что спортсменки, которые выступают за взрослую сборную, по факту совсем дети. А я восхищаюсь этими девочками и понимаю, что года через три-­четыре у них уже не будет таких возможностей для развития.

— Вы ему, наверное, не рассказывали про свои суровые тренировки?

— Рассказывала, конечно. Он говорит, что не понимает, как моя мама смогла отпустить меня в Москву в четырнадцать лет. А я считаю, что наоборот — она мне дорогу открыла.

— Вы воспитывались в обычной семье со скромным достатком. Есть ли у вас сейчас желание баловать дочь?

— С Сашей я была гораздо строже, а с Надюшей растекаюсь как мороженое. (Улыбается.) К тому же у Нади есть няни, которые могут на себя взять какую-­то суровую сторону воспитания, а я могу быть доброй и любящей мамой. Я считаю, ребенка все-таки нужно держать в рамках, и вседозволенность, отсутствие принципов потом могут выйти боком. Со старшей дочерью мне было не до сантиментов, не хватало терпения в какие-­то моменты, мудрости. Но я очень рада, что у меня выросла такая хорошая, чуткая, рассудительная девушка.

— Как между собой общаются сестры?

— Потрясающе, у них любовь. Саша уже взрослая, живет отдельно. Пару раз она приглашала Надюшу в гости с ночевкой. Наутро они ели мороженое с пончиками, запивая каким-­то вкусным смузи из Сашиного кафе, потом гуляли в парке. Надя говорила, что это лучший день в ее жизни.

— Сложно было Сашу отпускать во взрослую жизнь?

— Она жила с нами до двадцати лет — это долго, я считаю, уже пора. Дети должны вылетать из гнезда, наступать на свои грабли, набивать свои шишки и двигаться вперед.

— Интересно, почему она решила стать бизнесвумен?

— Ну а кем она должна стать? У нее отличное образование, ясный ум, четкое понимание целей и задач…

— Она творческая, поет хорошо…

— Но при этом стеснительная, скромная. А чтобы быть певицей, артисткой, нужен другой характер. Но ее муж будет счастливым человеком, потому что она очень мудрая и деликатная.

— Вы как-­то сказали, что не бывает некрасивых женщин, есть ленивые. Есть ли у вас ритуалы красоты?

— Глобальных ритуалов нет, обычно это баня, массаж минимум раз в неделю. Себе надо обязательно уделять время. Я люблю красиво одеваться, мне это доставляет удовольствие. Но я не шопоголик, мне не нравится, когда вещи висят без дела.

— У вас в жизни стало больше светских выходов, где можно выгулять наряды. Вам это в радость?

— Не очень. Некоторые мои знакомые просто не вылезают со светских вечеринок, а я лучше побуду дома, сериал посмотрю, почитаю что-­то, с ребенком позанимаюсь…

— Что пожелаете себе, своей семье, людям в будущем году?

— Главное — крепкого здоровья и мирного неба над головой.