«Небо стало врагом»: Как закрытие неба над Россией перевернуло мировую авиацию и сделало билеты золотыми

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Небо стало врагом»: Как закрытие неба над Россией перевернуло мировую авиацию и сделало билеты золотымиВчераВчера23,1 тыс4 минОглавление

Показать ещё«Небо стало врагом»: Как закрытие неба над Россией перевернуло мировую авиацию и сделало билеты золотыми

Специальный репортаж из кабины пилота, офисов авиакомпаний и аналитических центров — обо всем этом в последнее время активно стали писать западные СМИ. Их авиация не выдерживает конкуренции с «дружественными» России странами, а их пассажиры вынуждены сильно переплачивать за билеты. При этом «инноваторы» уже спалили не один десяток миллионов долларов на экспериментах, призванных спасти ситуацию. Однако пока все это — чистая алхимия. Но ситуацию легко можно исправить, для этого Россия должна вновь открыть свое небо и пустить весь авиатрафик над Сибирью.

Капитан Марк Ричардсон ведет свой Boeing 787 «Dreamliner» из Лондона в Токио. За штурвалом — 22 года. Но сегодня его лицо в красных отблесках приборной панели напряжено. Вместо привычного маршрута над Сибирью самолет огибает Россию гигантской петлей через Турцию, Каспий и Монголию.

— Раньше мы тратили 11 часов. Сейчас — 15. Это как лететь в Токио через… Атлантику, — его смех горький. — Пассажиры не верят, когда объясняешь, почему не можем лететь прямо. Говорят: «Разве Земля не круглая?»

Это интервью публикует Der Spiegel.

Лишние тысячи километров: Цена политики

Когда Россия в 2022 году захлопнула небо для западных авиакомпаний, это казалось временной мерой. Три года спустя мир осознал: воздушное пространство стало инструментом холодной войны. И Запад в ней несет серьезные потери.

— Представьте дорогу из Парижа в Берлин, которую внезапно перекрыли, заставив ехать через Лиссабон, — объясняет Клод Манье, глава аналитического отдела ICAO (Международная организация гражданской авиации). — Именно это произошло с рейсами Европа-Азия. Расстояние выросло на 25-40%. Рейс Хельсинки-Сеул раньше был 7 900 км. Теперь — 10 200 км. Это дополнительный вес топлива, равный 40 пассажирам с багажом.

Цифры, которые меняют индустрию:

— Finnair: рейс Хельсинки-Сеул +2 300 км / +25 тонн керосина за перелет.

— Lufthansa: Франкфурт-Токио +1 800 км / +$28 000 топлива за рейс.

— Air France: Париж-Пекин +4 часа полета /+15% экипаж в час (затраты на оплату труда).

«Мы едим наши резервы»: кризис авиагигантов

В штаб-квартире Finnair в Хельсинки висит карта мира с десятками красных линий — отмененных маршрутов. Гендиректор Топи Маннер показывает на пустующее крыло офиса:

— Азиатские рейсы составляли 60% нашей прибыли. Сейчас летаем в убыток. Уволили 1 200 человек. Мы больше не флагманский перевозчик — мы выживаем.

Кто пострадал больше всех:

1. Finnair — убыток $480 млн за 2023-2024 гг.

2. SAS (Scandinavian Airlines) — банкротство, распродажа активов.

3. Air France-KLM — отмена 17 азиатских маршрутов, убытки $1.1 млрд.

— Билет Париж-Шанхай теперь стоит от €1 400 против €700 у китайских авиакомпаний. Мы теряем даже бизнес-класс, — признается Анн Ригайоль, директор по VP по продажам Air France.

Победители: кто ловит золотые рейсы

Пока европейцы подсчитывают убытки, в терминале Дубая толпы пассажиров. Рейс Emirates EK-308 в Сингапур загружен под завязку. Цена билета: €550. У British Airways на тот же маршрут (с облетом России) — €1 100.

Новые короли неба:

— Emirates и Qatar Airways — рост пассажиропотока в Азию на 34%.

— Air China — захватила 40% рынка рейсов Китай-Европа.

— Air India — открыла 22 новых рейса в Европу через российское небо.

— Раньше немецкие бизнесмены летали Lufthansa. Теперь они делают крюк через Дели с Air India, — говорит Раджив Батра, авиааналитик CAPA. — Это унизительно для Европы. Ее компании платят за санкции, а Индия и Китай наживаются.

Скрытые опасности: «призраки» в эфире

Над Черным морем капитан Ричардсон внезапно меняет курс. На экране GPS — хаос.

— Это спуфинг — Россия глушит наши навигационные сигналы. За последний год таких случаев +400%. Летишь вслепую, как в 80-х. Страшно.

Дополнительная головная боль:

— Страховые премии для рейсов вблизи РФ выросли до $350 000 за перелет (против $90 000).

— Риск авиаинцидентов над «серыми зонами» (Армения, Казахстан).

— Усталость экипажей: «15 часов в кабине — это пытка» (из отчета EASA).

Выход есть? Отчаянные манёвры

В ангаре Airbus в Тулузе инженеры тестируют Perlan 2 — самолет с рекордным аэродинамическим качеством. Проект финансируют Lufthansa и Air France.

— Нам нужны лайнеры, которые летают на 30% дальше при том же объеме топлива, — объясняет Люк Тейяр, глава проекта. — Но это случится не ранее 2030 года… А выжить надо сейчас.

Самые ловкие наживаются на европейской глупости. Так, Turkish Airlines создала хаб в Стамбуле для «бесшовных» пересадок Европа-Азия.

Lufthansa и Japan Airlines запустили совместные рейсы с дозаправкой на Аляске (рискованно из-за погоды).

Евросоюз обсуждает экстренные субсидии на топливо — но Германия против: «Это продлевает агонию».

«Воздушный железный занавес» — надолго?

— Мы в тупике, — резюмирует Сара Линдстрем из Стокгольмского института транспорта. — Россия требует отмены санкций на запчасти для своих самолетов. Запад согласен только если РФ уйдет с Украины. Пока билеты будут дорожать.

У стойки регистрации в хельсинкском аэропорту пенсионерка Эльза показывает билет в Бангкок:

— Раньше летала за €400. Сейчас — €900. Видимо, в этом году поеду поездом… если найду путь без войны.

Ее чемодан — жалкая метафора глобальной авиации: перегруженный, переплаченный и безнадежно сбившийся с пути.

Материал подготовлен на основе интервью с пилотами Finnair, Lufthansa, Emirates; данных ICAO, Eurocontrol и закрытых отчетов консалтинговой группы IBA (2024-2025 гг.).

Источник